Борона типа «зиг-заг»
Борона́
— сельскохозяйственное орудие для обработки почвы[1]. Боронование предохраняет почву от высыхания, выравнивает её поверхность, разрушает почвенную корку, уничтожает сорняки. Могут использоваться как отдельно (например, агрегатироваться с тракторами на сцепках), так и совместно с другими сельскохозяйственными орудиями (плугами, сеялками, культиваторами и др.).
Древнейшей бороной была борона-суковатка в виде связанных половин недлинных еловых брёвен с длинными сучками[2]. Она применялась при подсечно-огневой системе земледелия с ручной обработкой земли.
Бороны подразделяют на зубовые, дисковые и роторные, по устройству рабочих органов они делятся на зубовые, пружинные и дисковые, а также на бороны общего и специального назначения[3]. В зависимости от массы, приходящейся на один зуб или диск, на тяжёлые, средние, лёгкие.
Дисковая борона
Рабочими органами дисковых борон являются гладкие или с вырезами диски, собранные в батареи[4]. Батареи дисков располагаются под углом к направлению движения агрегата. Во время движения диски вращаются и разрезают пласты почвы, рыхлят её и перемешивают.
Дисковые бороны применяются для лущения стерни после уборки сельскохозяйственных культур, ухода за пастбищами и сенокосами, предпосевной обработки зяби.
Специальные болотные и садовые бороны применяются для борьбы с сорняками и обработки междурядий. Батареи садовых дисковых борон оснащаются специальными устройствами для их отвода от стволов деревьев.
- Начало XX века
- «На пашне. Весна» Венецианов А.Г. 1820-е
- «Приготовление почвы для посева льна в Вологодской губернии» Прянишников И.М. Вторая половина 1880-х
Популярные модели
На отечественном рынке сельхозоборудования, встречаются дискаторы, предназначенные для работы с любыми тракторами. Вот как классифицируются дискаторы для МТЗ-82:
- Для лёгких тракторов.
Такие модели предназначены для поверхностной обработки земли, на глубину не более 10 сантиметров. Масса дискатора составляет около 800 килограмм на каждый метр обрабатываемой поверхности. - Для тяжёлых машин.
Данная категория оптимально подходит для обработки запущенных территорий, полей после посадки подсолнечника или кукурузы. Модели дискаторов неплохо показали себя в регионах с засушливым климатом. Режущие элементы обычно устанавливаются на подпружиненных либо двухспиральных стойках. - Для сверхтяжёлой техники.
Такие модели используются для обработки больших участков, подверженных эрозии почвы. Кроме того, оборудование неплохо справляется с обработкой задернелых полей со сложной геометрией и рельефом. Конструкционная масса дискатора варьируется в пределах 1 200-1 400 килограмм на метр охватываемой площади.
Среди популярных моделей можно выделить двухрядные прицепные дискаторы БДМ 4*2 ПКС и БДМ 5*2 ПКС. Эти модификации подходят для работы с тракторами 3-4 тягового класса, мощностью от 130 до 170 л. с.
Количество установленных дисков варьируется от 26 до 32, что даёт площадь охвата в 4.8 м. Земля вскрывается на глубину 15 сантиметров, обратите внимание, что этот параметр регулируемый, равно как и угол атаки дисков.
По своей производительности выделяется полунавесная модель БДК-2.5. Данная модификация оптимально подходит для глубокого рыхления почвы в условиях засухи. Производительность агрегата составляет 3.5 Га, при рабочей скорости в 12 км/час.
Обратите внимание, что на рынке можно встретить более модернизированный дискатор БДК-3.5.
Этот агрегат используется на сложных полях с большим количеством растительности. Производительность техники составляет 4.2 Га/час.
Популярностью среди российских фермеров пользуются навесные дискаторы серии АПН. В конструкцию таких моделей включён мульчирующий каток, который формирует влагоудерживающий слой.
Ещё одной отличительной чертой оборудования является жёсткая рама с 11-12 дисками (в зависимости от модификации). Глубина обработки почвы ступенчато изменяется с трёх до двенадцати сантиметров, что даёт возможность обрабатывать поля со стернёй.
Обратите внимание, что в зависимости от целевого назначения дискаторы можно разделить на садовые и полевые. Первая категория предназначена для работы в садах и виноградниках.
Среди особенностей можно выделить ассиметричное расположение режущих элементов. Вторая группа подходит для обработки больших участков земли. Чтобы увеличить давление на грунт, каждая полевая модель комплектуется ящиками для размещения балластного груза.
РАССКАЖИ ДРУЗЬЯМ
В сельскохозяйственных работах без использования функциональной бороны не обойтись. Невозможно провести посевную, не разрушив верхнюю корку земли и не перекопав грунт до рыхлой консистенции, уничтожив при этом весь бурьян. Именно поэтому наличие дисковой бороны в каждом фермерском хозяйстве – насущная необходимость.
Организовать собственное производство дисковых борон можно в домашних условиях при наличии гаража, сварочного аппарата и дополнительных инструментов. Аграрии – это клиенты с хорошей платежеспособностью. Если Вы сделаете свое предложение с меньшей ценой, но таким же качеством, то Вы легко сможете продать дорогой агрегат бороновальный дисковый. Ведь данный вид сельхоз-оборудования приносит аграриям большие доходы.
Примечания
- Борона // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
- Леонид Васильевич Беловинский.
История русской материальной культуры. — Вузовская книга, 2003. — 432 с. - Борона // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- ↑ 12
Сельскохозяйственный энциклопедический словарь / Редкол.: В. К. Месяц (гл. ред.) и др. — М.: Советская энциклопедия, 1989. — С. 57—58. — 656 с. — 100 000 экз.
Сцепки для мотоблоков Нева, их виды, какие для чего
Для работы любого навесного оборудования с мотоблоком Нева необходимо его соединить с агрегатом. Для этого есть специальное устройство – сцепка. Оно бывает нескольких видов, давайте разберёмся с особенностями каждого из них.
Сцепка для адаптера АПМ (для работы с плугом и окучниками)
Это сцепка предназначена для подсоединения к адаптеру различного навесного оборудования. Такого как плуги, картофелекопалки и окучники. Конструкция сцепки позволяет надёжно зафиксировать оборудование к мотоблокам Нева при помощи всего трёх болтов.
Сцепка универсальная
Этот вид сцепки позволяет регулировать угол наклона навесного оборудования при помощи болтового механизма. Эта функция позволяет наклонить мотоблок Нева, а плуг будет идти перпендикулярно к земле.
Поскольку в основном эта сцепка предназначена для использования плугов и окучников, то есть возможность установки двойной или тройной сцепки, чтобы к нему можно было сразу подсоединить несколько рабочих элементов.
Сцепка универсальная Н
Это модификация универсальной сцепки для мотоблока Нева. Её главным отличием является то, что можно не только регулировать высоту погружения, но и изменять угол наклона во всех плоскостях. Максимальный угол наклона в горизонтальной плоскости составляет ± 20 °, а в вертикальной ± 27 °.
Сцепка МК для работы с окучником ОН-2 и плугом КРОТ
Это сцепка особая сама по себе, поскольку выпущена исключительно для сцепки с их оборудованием ОН-2 и Крот. Заводом был продуман отдельный вид сцепления, который в комплекте не поставляется, а приобретается отдельно.
Читать так же: Мотоблоки Кама
Возможно ли сделать сцепку для мотоблока своими руками?
При изготовлении сцепки своими руками наиболее правильным будет выбрать универсальный вариант, поскольку 90 % навесного оборудования работает именно с этим видом сцепления.
Необходимо учесть, что на сцепку будет идти большое давление. Поэтому следует выбирать исключительно крепкие материалы с крупного листового металла.
В основе универсальной сцепки лежит П-образное крепление. Для его изготовления лучше всего подходит квадратный швеллер, он должен быть размером 40х40 мм.
В этом швеллере делаются отверстия, которые будут служить для фиксации сцепки при помощи штыря. Поэтому следует изначально изготовить штырь из высококачественной стали, а затем под размер штыря сверлить отверстия в креплении.
Для дальнейшей установки навесного оборудования следует подсоединить кронштейн. Его длинную часть следует направить вниз или вверх, чтобы у подсоединённого оборудования не было помех при движении. Не следует делать его слишком длинным, чтобы не допускать прикасание с землёй.
Отзывы владельцев
Вот что пишут люди на форумах о сцепке для мотоблока Нева:
Степан пишет:
«Долго выбирал, какую сцепку использовать. Ведь устройство у них похожее. Думал сделать самому, но не стал заморачиваться и купил универсальную сцепку Н. Она, как мне показалось, наиболее эффективная, многогранная и совместимая со всем оборудованием, которое у меня есть. Да ещё и плюс официальная гарантия. С тех пор нареканий на работе не было»
Василий пишет:
«Купил я для работы плуг Крот. Поскольку он был одним из самых дешёвых вариантов, а переплачивать не хотелось. Всё-таки они похожие и функционально одинаковые. Какого же было моё удивление, когда дома я не смог его соединить с моей сцепкой. На следующий день пошёл в магазин, чтобы выяснить, в чём проблема. На что мне продавец сказал, что забыл упомянуть об особой сцепке этого плуга. Пришлось покупать ещё дополнительно сцепление. Вот тебе и пословица, что скупой платит дважды наглядно…»
Борона предназначена для перемешивания верхнего слоя почвы (для равномерного удобрения, увлажнения или аэрации почвы) и приведения её в однородное состояние (убирает корку на земле, разбивает комки, удаляет сорняки). На официальном сайте производителя мотоблоков Нева представлена одна официальная модель бороны.
Борона БД 850М (лущильник)
Борона разбивает большие куски (глыбы) почвы на более мелкие, благодаря этому почва дополнительно впитывает влагу и кислород. Эти два фактора являются обязательными для выращивания сельскохозяйственных культур.
БД 850 является дисковой бороной и рекомендована к эксплуатации на небольших или средних полях. При этом ширину работы можно регулировать от 70 до 96 см.
Борона оборудована 8 дисками из высококачественной стали. Они сменные и при желании старые можно легко поменять на новые. Диски затачиваются на заводе по специальной технологии, благодаря этому они не затупляются в течение длительного периода эксплуатации.
Диски устанавливаются на ось. Эти оси закреплены на сверхпрочных тефлоновых подшипниках.
Угол борозды можно изменять в зависимости от условий:
- Наклон в 10 ° применяется при агрессивном бороздовании;
- Наклон в 15 ° используются при стандартном бороздовании;
- Наклон в 20 ° используются при мягком бороздовании.
Если обрабатывается твёрдая порода и диски проскакивают, то для их погружения в землю можно использовать утяжелитель. Для этого сверху есть специальная продуманная площадка.
Чтобы достичь максимального результата бороздования, можно использовать две последовательно подсоединённые борозды. При этом первый агрегат сбрасывает землю внутрь, а второй наружу.
Рекомендуется также заменить обычные колёса на грунтозацепы.
Можно ли изготовить борону своими руками?
При желании борону можно собрать и самостоятельно, в этой конструкции нет ничего сложного.
Проще всего изготовить зубчатую борону. Она чуть менее эффективна, чем дисковая, но в устройстве намного проще.
Для этого понадобится всего лишь квадратная труба, зубья и болты.
Необходимо разрезать трубы и подсоединить их друг к другу под углом примерно в 30 °. А на месте их соединения вставить зубья и закрепить их болтами.
Для соединения с мотоблоком можно использовать обычную цепь или изготовить устройство для сцепления при помощи обычной металлической трубы.
Но только это конструкция будет часто выпрыгивать из земли, её нужно дополнительно утяжелить чем-либо. Идеальным вариантом решения проблемы будут шлакоблоки или любые тяжёлые металлические конструкции. Но не следует переусердствовать, поскольку соединительные элементы должны выдержать вес всей конструкции.
Видео-обзор
На видео продемонстрирован процесс изготовления такой бороны: А вот видео работа бороны в действии и результат проделанной работы:
Что говорят владельцы
А вот несколько мнений людей, которые уже работали с боронами на мотоблоках Нева.
Алексей пишет:
«Борону я решил сделать самостоятельно, поскольку её конструкция мне была интуитивно понятна. Поэтому немного пораскинув мозгами, и пособирав информации на форумах, смог без проблем сделать. Всё что нужно было это штыри и трубы для их крепления. Простота — залог успеха)»
Литература
- Шангина И.И.
Борона // Русский традиционный быт : Энциклопедический словарь. — СПб.: Азбука-классика, 2003. — С. 156—162. — 688 с. - Каратыгин Е. С.
Орудия и машины сельскохозяйственные // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. - Сельскохозяйственный энциклопедический словарь / Редкол.: В. К. Месяц (гл. ред.) и др. — М.: Советская энциклопедия, 1989. — 656 с. — 100 000 экз.
- Борона // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Зубовая борона своими руками
Зубовая самодельная борона к мотоблоку отличается от заводской качеством материала, из которого она изготовлена. Заводская модель сделана из конструкционной стали, выдерживающей большие и интенсивные нагрузки. Рассмотрим, как сделать собственную борону с такими же свойствами.
Зубовая борона для мотоблока своими руками может быть изготовлена любым мастером. Процесс этот нетрудный. Конструкция простая и не имеет сложных соединений.
Сначала необходимо спроектировать борону на мотоблок своими руками с чертежами, дающими представление о размерах, узлах соединения и общей схеме.
Орудие выполняется из стальной полосы, квадратной трубы или уголка.
Алгоритм действий по изготовлению зубового устройства такой:
- Металлические полосы под углом 30° друг к другу приваривают к трубе с нижней стороны. Края должны выступать равномерно с обеих сторон.
- Посередине устанавливают сваркой втулку. При помощи пальца через втулку борона присоединяется к мотоблоку. Высота подъема должна регулироваться стойкой для глубины разрыхления.
- На каждом крае стальной полосы с помощью болтов или методом сварки устанавливают зубья.
- На втулку монтируют дышло.
- К дышлу прикрепляют винт для регулировки положения зубьев. Передние и задние зубья должны одинаково впадать в почву.
Специалисты рекомендуют изготовление рабочих элементов бороны производить из закаленной стали. Зубья лучше выполнить из рифленой арматурной стали диаметром 10-14 мм и длиной 10-20 см. Чем длиннее зубья, тем они толще должны быть. Перед креплением к раме их надо заточить и закалить, иначе они погнутся.
Смотрите » Ремонт мотоблоков своими руками
Зубовая борона к мотоблоку своими руками — отличный помощник для мелких фермеров и дачников, обрабатывающих свои участки.
Роторная борона – плюсы и минусы конструкции
В случае если боронование мотоблоком осуществляется на участке с целиной, или же применение агрегата планируется с целью снятия только верхнего слоя почвы, то в таком случае оптимальным станет использование роторной бороны. Несмотря на то, что максимальная глубина обработки этим оборудованием не превышает 7 см, именно такая конструкция лучше всего подойдет в целях первичной обработки земли на территории, где ранее выращивались зерновые культуры.
Читать так же: Как делается посадка картофеля мотоблоком с окучником, видео
Бороны роторного типа для мотоблоков могут быть активными и пассивными. В отличие от пассивных конструкций, активные бороны на мотоблок монтируются вместо колес или почвофрез на штатные валы агрегата. Чтобы повысить эффективность и повысить производительность бороны ее следует применять только для работы в паре с мотоблоками, обладающими высокой мощностью и оборудованными коробками переключения передач. Эти конструкции лучше всего эксплуатировать паре с другими видами навесного оборудования – в таком случае борона на мотоблоке будет не только рыхлить верхний слой грунта, но и эффективно выравнивать землю на участке.
В число преимуществ роторных борон для мотоблоков входит простота в применении, высокая эффективность и долговечность этих конструкций. Среди основных недостатков навесного оборудования этого типа следует выделить высокую стоимость, сложность в изготовлении своими руками, а также громоздкость конструкции.
Утяжелители
Утяжелители используются для придания конструкции большего веса. Это необходимо в тех случаях, когда оборудование «перепрыгивает» почву и работает прерывисто.
Утяжелители могут быть как для самого мотоблока, так и для навесного оборудования к нему.
Утяжелители для мотоблока Нева
Официальный производитель предлагает купить утяжеление у него на сайте. Они есть двух видов.
Читать так же: Дизельный мотоблок Патриот Бостон
Первые изготавливаются в форме дисков, они предназначены для утяжеления колёс или оси мотоблока. Диски улучшают грунтозацепляющие свойства, вес одного диска составляет 10 кг.
Вторые производятся в форме цилиндра, который крепится только на штырь мотоблока. Тем самым отягощая его раму, вес одного такого цилиндра составляет 17 кг.
Но не стоит сразу покупать утяжелитель. Ведь это не навесное оборудование. Его задачей является утяжеление конструкции. Может быть, у Вас просто дома есть шлакоблок, металлическая гантеля или что-либо другое весом около 10 кг? Так просто повесьте его на мотоблок, и результат будет таким же.
Но эти манипуляции следует проводить правильно, поскольку в противном случае есть большой риск соскакивания утяжелителя с крепления и нанесения повреждений человеку.
Видео-обзоры
Вот пример, как можно сделать и установить утяжелитель для мотоблока Нева самостоятельно:
А на этом видео говорится о том, как правильно установить дисковый утяжелитель непосредственно на сами колеса для мотоблока Нева:
Отзывы владельцев
Вот несколько комментариев с форумов про утяжелители.
Игорь пишет:
«Давно было замечена проблема, что при работе с твёрдой почвой мотоблок не зацепляется за землю, а проскакивает, даже с грунтозацепами. Полазив по форумам, я нашёл решение: просто утяжелить вес. Покупать новое не стал, а соорудил самостоятельно из металлолома. Эффект потрясающий. Теперь работаю без сбоев»
Владимир пишет:
«При работе фрезы была замечена беда, они не закапывались в землю, а проскакивали. Поэтому решил я их утяжелить. Для этого на колёса подцепил блины от штанги. Благо остались с молодых времён. Эффект был замечен сразу».