Это статья о тракторе. Статью о самолёте сельскохозяйственного назначения смотрите здесь
Т-500 | |
Проект, г | 1981 |
Выпускался, гг. | 1986-2000 |
Производитель | Чебоксарский тракторный завод |
Назначение | промышленный трактор |
Тип движителя | гусеничный |
Тяговый класс, тс | 35 |
Рабочая скорость, км/ч | крутизна подъёмов/спусков — 30° |
Полная масса, т | 41,8 |
Расположение | |
Кабина | одноместная, установлена на резиновых амортизаторах |
Двигатель | переднее |
Основные размеры | |
Длина, мм | 6180 |
Ширина, мм | 3150 |
Высота, мм | 4150 |
Дорожный (агротехнический) просвет, мм | 560 |
Двигатель | |
Марка двигателя | ЯМЗ-850-10 (Т-500Я) |
Мощность, л.с. (кВт) | 480 (353) |
Трансмиссия | |
Тип трансмиссии | гидромеханическая |
Подвеска и управление | |
Тип подвески | полужёсткая |
Т-500
— советский промышленный трактор, производившийся с 1985 по 2000 года на Чебоксарском тракторном заводе.
Предназначен для выполнения тяжёлых землеройных работ: разработки мёрзлых и плотных каменистых грунтов, горных и скальных пород. Используется на открытых горных разработках, в мелиорации, гидротехническом и дорожном строительстве. Имеет топливный бак на 900 литров.
Создание и производство[ | ]
Разработки Т-500 на Челябинском тракторном заводе в рамках семейства перспективных промышленных тракторов с передним расположением кабины, принадлежащих к разным тяговым классам но максимально унифицированных по основным узлам и агрегатам (первоначально Т-220, Т-330 и Т-500, а затем по задумке конструкторов более тяжелые и даже колесные машины). Первый опытный экземпляр собран в октябре 1967 года[1]. Из-за направления основных усилий на доводку Т-330 не получил развития, но с постройкой Чебоксарского завода промышленных тракторов вся документация по была передана в его КБ где машина и была доведена до серийного производства. 15 февраля 1981 года с конвейера экспериментального цеха сошёл первый прототип Т-500. В 1984 году выпущен первый экземпляр Т-500 утвердившейся конструкции[2][3].
Весной 1985 года на главном конвейере организован участок по сборке опытных тракторов Т-500, к концу года наладилось производство Т-500 в основном цеху. До конца 1985 года изготовлено 3 машины[4]. В 1986 году приёмочная комиссия рекомендовала Т-500 к массовому производству, через два года начат выпуск северной модификации Т-500УХЛ. 12 февраля 1989 года в Чехословакии был подписан договор о испытаниях экспортной модификации Т-500. Трактор начал поставлятся в Югославию, Испанию, Австралию, Колумбию, Венесуэлу и другие страны. В 1991 году на проходившей в Вероне выставке строительных и дорожных машин бульдозер-рыхлитель на базе трактора Т-500 наградили дипломом оргкомитета.
В ходе пред серийных производств было решено отказаться от переднего расположения кабины и массовый трактор увидел свет уже в классической компоновке с расположенным перед кабиной моторным отсеком.
Об истории «Т-800»
Эта модель, запущенная в производство на Челябинском тракторном заводе в 1983 году, в году 1990-м попала на страницы Книги рекордов Гиннесса как самый производительный в мире бульдозер. И даже на исходе 2010-х годов «Т-800» всё ещё входит в «топ-лист тяжеловесов», занимая четвёртое место в списке самых больших и производительных бульдозеров в мире. Уступая только «Катерпиллару» и «Коматцу», в Европе «Т-800» так и остаётся никем непревзойдённым по мощности.
Между тем, последний трактор данной модели был выпущен в 1999 году. Всего же, в общей сложности, их было выпущено всего девять единиц – все по особому заказу и для выполнения конкретных спецзадач.
В частности, одно из первых «боевых крещений» новый бульдозер-богатырь (другой его ) получил на строительной площадке Южно-Уральской АЭС. Ресурса американского супербульдозера «Интерн», работающего на данном объекте, не хватало, чтобы расчистить один из особенно сложных скальных участков. По указанию руководства области, директор ЧТЗ Николай Ложченко направил туда «Т-800».
Очевидцы вспоминают это как поистине эпическое зрелище: «Т-800» упирался в скалы зубом рыхлителя и таранил их там, где никакая другая тяжёлая техника ничего поделать не могла. Громадные куски горной породы с шумом и яркими снопами искр разлетались в стороны. Больше никакой рекламы уральскому великану не потребовалось. На всех участках грандиозного строительства стали настойчиво требовать его себе в помощь.
Не менее впечатляющие результаты «Т-800» продемонстрировал на работах по реконструкции знаменитой Магнитки. Двухнедельную норму выработки японского «Коматцу» он сделал всего за одну смену.
Следующим заказчиком сверхмощного бульдозера стало месторождение алмазов в районе города Мирный (Якутия). При взрывных работах на карьере на драгоценных камнях появлялись микротрещины, значительно снижающие их стоимость. Применение «Т-800» позволило обходиться далее без взрывных работ. Для того, чтобы доставить самый большой в мире бульдозер на месторождение, потребовался самый большой в мире самолёт – «Ан-225 «Мрия».
Рекомендуем прочитать: Мотоблок Парма МК-01-7.0 7 л.с.: отзывы
Челябинский аэродром «Баландино». «Т-800» без навесного оборудования перед погрузкой в «Мрию».
У «Т-800» вырисовывались хорошие перспективы применения в народном хозяйстве: на строительстве крупных мелиоративных объектов, железных и автомобильных дорог. Но они остались в прошлом вместе с Советским Союзом. Уже упомянутая Южно-Уральская АЭС вошла в число двух десятков (плюс ещё восемь – в странах «социалистического лагеря») атомных электростанций, строительство которых было заброшено в конце 80-х / начале 90-х годов.
В эти сверх-проекты были вложены колоссальные средства, и всё пошло прахом. Последний бульдозер «Т-800» был изготовлен для зарубежных заказчиков в 1999-м году. Сегодня возобновление производства этого «супер-тяжеловеса» среди бульдозеров вряд ли возможно, поскольку и самого тракторного завода в его прежнем виде в Челябинске уже не существует.
Голливудский «тёзка» супер-бульдозера – супер-робот в исполнении Арнольда.
Забавно, что такой же «заводской индекс» был присвоен вымышленному кибернетическому организму из снятого в следующем, 1984-м году фильма «Терминатор». Биоробот «Т-800» в исполнении Арнольда Шварценеггера стал «звёздным часом» в кинематографе этого прославленного атлета. Сам фильм стал сверх-популярным во всём мире, породив множество продолжений и подражаний. А его главный герой – робот «Т-800» – вошёл в число наиболее узнаваемых персонажей за всю историю кино.
Ходовая часть и гусеницы[ | ]
Полужёсткая ходовая система состоит из двух гусеничных тележек, прокачивающихся на оси бортовых передач. Опорные, поддерживающие катки и направляющие колеса с одноразовой смазкой на весь срок службы с самоподжимными уплотнениями. Натяжение гусеничной цепи облегчено благодаря применению гидравлического механизма натяжения, установленного совместно с механизмом сдавания.
- Шаг звена — 250 мм
- Число башмаков — 42, их ширина — 650 мм
- Высота грунтозацепа — 90 мм
- Площадь контакта гусеницы с грунтом — 4,7 м2
- Всего на тракторе 14 опорных катков и 4 поддерживающих
Технические характеристики «Т-800» / «Т-75.01» в цифрах
- Габаритные размеры трактора: Длина – 7,945 м. Ширина – 4,185 м. Высота – 4,775 м.
- Длина трактора с бульдозерным и рыхлительным оборудованием – 12,4 м. Ширина трактора с бульдозерным и рыхлительным оборудованием – 6 м. Высота трактора с бульдозерным и рыхлительным оборудованием – 4,775 м.
- Колёсная база – 6,220 м. Колея – 2,880 м.
- Рабочая масса, с бульдозерно-рыхлительным оборудованием – 106 тонн (при этом 29,5 тонн приходится на оборудование). Масса эксплуатационная трактора – 76,5 тонн.
- Максимальная сила тяги –140 тонн, номинальная – 75 тонн.
- Скорость движения «Т-800» – 10,6 км/ч вперёд и 14 км/ч назад.
- Ширина башмака гусениц – 700 или 850см. Шаг – 290 мм.
- Количество опорных катков с каждой стороны – 8, количество поддерживающих катков с каждой стороны – 2.
- Количество башмаков одной гусеницы – 47.
- Высота грунтозацепа – 100 мм.
- Давление на грунт при ширине башмака 850 мм: трактора – 0,0914 МПа; трактора с бульдозерным и рыхлительным оборудованием – 0, 158 МПа.
Рекомендуем прочитать: Комбайны Джон Дир: модельный ряд
Бульдозер Т-500 (технические характеристики)
содержание .. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 .. Бульдозерно-рыхлительный агрегат на базе трактора Т-500 чебоксарского тракторного завода ЧЗПТ предназначен для выполнения комплекса работ в промышленном, нефтегазовом, гидротехническом, дорожном строительстве, мелиорации, горнодобывающей промышленности в различных климатических зонах при температуре окружающего воздуха от +50 до -50 С. Запчасти, двигатель на тракторы Т-500 чебоксарский тракторный завод | АО «Автодизель» (г.Ярославль) |
Тип двигателя бульдозера | Дизельный, 4-х тактный, с непосредственным впрыском топлива, с жидкостным охлаждением, турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха |
Эксплутационная мощность, л.с. (кВт) | 480 (353) |
Номинальная частота вращения, об/мин | 1900 |
Количество цилиндров | 12 |
Диаметр цилиндра и рабочий ход поршня, мм | 140х140 |
Удельный расход топлива, г/кВт.час | 231 |
Расход масла на угар от расхода топлива | <0,3% |
Рабочий объем двигателя, л | 25,86 |
Масса двигателя трактора, кг | 2050 |
Гидротрансформатор, запчасти на трактор, бульдозер Т-500 завода ЧЗПТ
Гидротрансформатор прозрачный, с диаметром рабочих колес 480 мм, максимальным коэффициентом трансформации К=3,0 и максимальным к.п.д.=0,906. Обеспечивает использование максимального крутящего момента двигателя и бесступенчатое его регулирование в зависимости от нагрузок на рабочих органах бульдозера.
Бортовые передачи на тракторы Т-500 чебоксарский тракторный завод
Передача бортовая — двухступенчатая, I-я — ступень — шестерни внешнего зацепления, II-я ступень — планетарная (с остановленным водилом). Для облегчения легкости замены в полевых условиях ведущая звездочка выполнена из секторов, которые крепятся болтами.
Трансмиссия, запчасти трактора Т-500 чебоксарский тракторный завод
Трансмиссия гидромеханическая, состоит из шестивальной, трехскоростной, полностью реверсивной, двухбортовой коробки переключения передач КПП с косозубыми шестернями постоянного сцепления, гидроподжимными дисковыми муфтами передач и реверсивного механизма, системой гидроуправляемых ленточных остановочных тормозов реверса для каждого борта, конструктивно объединенных в одном автономном блоке КПП. КПП обеспечивает раздвоение потока мощности к ведущим колесам, что позволяет производить поворот трактора на месте за счет различного направления движения гусениц.
Запчасти, ходовая система тракторов Т-500 тракторного завода ЧЗПТ
Полужесткая ходовая система бульдозера Т-500 чебоксарского тракторного завода ЧЗПТ состоит из двух гусеничных тележек, прокачивающихся на оси бортовых передач. Опорные, поддерживающие катки и направляющие колеса с одноразовой смазкой на весь срок службы с самоподвижными уплотнениями типа «DUO-CONE» . Натяжение гусениц облегчено благодаря применению гидравлического механизма натяжения, установленного совместно с механизмом сдавания. Число опорных катков ходовой системы: 14 (по 7 катков с каждой стороны). Число поддерживающих катков ходовой системы: 4 (по 2 с каждой стороны).
Запчасти, гусеницы на трактор Т-500 чебоксарский тракторный завод
Гусеницы с уплотнением и смазкой шарниров на весь срок эксплуатации бульдозера, с разъемным замыкающим звеном гусеницы.
Шаг звена гусеницы, мм | 250 |
Число башмаков гусеницы | 42 |
Высота грунтозацепа гусениц, мм | 90 |
Ширина башмака гусеницы, мм | 650 |
Площадь контакта с грунтом, м2 | 4,67 |
Гидравлическая система на тракторы, бульдозеры Т-500 завода ЧЗПТ
Насосы для трактора, бульдозера | Насосы шестеренные НШ-250, НШ-100, НШ-10 |
Производительность насосов при номинальной частоте вращения двигателя, л/мин | 500 при 1900 об/мин |
Установленное давление предохранительных клапанов, кг/см2: | 170 |
Гидроцилиндры подъема/опускания отвала: — диаметр и ход поршня, мм | 2 160х1400 |
Гидроцилиндр перекоса отвала: — диаметр и ход поршня, мм | 220х360 |
Гидроцилиндры подъема/опускания рыхлителя: — диаметр и ход поршня, мм | 2 220х560 |
Гидроцилиндры изменения угла резания рыхлителя: — диаметр и ход поршня, мм | 2 220х500 |
Кабина, запчасти для тракторов Т-500 чебоксарский тракторный завод
Кабина одноместная, установленная на резиновых амортизаторах. Шумопоглащающая обивка, большая, обеспечивающая максимальную обзорность, площадь остекления стеклопакетами, исключающими обледенение стекол, подрессоренное, регулируемое под индивидуальный вес и рост оператора, сиденье, вентиляционная установка с калориферным обогревателем обеспечивают оператору комфортные условия труда на тракторе.
Бульдозерное оборудование на тракторы Т-500 тракторного завода ЧЗПТ
Тип отвала бульдозера | Полусферический (SU) |
Ширина отвала бульдозера, мм | 4 530 |
Высота отвала бульдозера, мм | 2 120 |
Объем призмы волочения, м3 | 18,5 |
Максимальный подъем отвала, мм | 1 610 |
Наибольшее заглубление отвала, мм | 730 |
Угол поперечного перекоса отвала в каждую сторону, град. | 10 |
Масса оборудования бульдозера, кг | 8 250 |
Рыхлительное оборудование, запчасти для тракторов, бульдозеров Т-500
Тип рыхлителя бульдозера | Параллелограмный, с регулируемым углом рыхления |
Число зубьев оборудования | 1 |
Максимальная высота подъема, мм | 660 |
Наибольшее заглубление, мм | 1 320 |
Регулировка угла рыхления, кг | 18 000 |
Выглубляющее усилие, кг | 49 400 |
Масса оборудования бульдозера, кг | 6 327 |
Емкости, запчасти на тракторы Т-500 чебоксарского тракторного завода
Топливный бак тракторов, л | 990 |
Система охлаждения бульдозера, л | 150 |
Система смазки: ДВС, л ГТР и КПП, л БР, л | 75 105 2х45 |
Гидросистема навесного оборудования, л | 480 |
Технические характеристики и габариты бульдозеров, тракторов Т-500
Скорости движения бульдозера, вперед/назад, км/час:
— I передача: 4,0/3,3 — II передача: 7,2/6,0 — III передача: 3,0/11,4
Масса трактора, кг:
41 800
Масса трактора эксплутационного, кг:
59 455
Удельное давление на грунт, кГс/см2:
1,324
содержание .. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ..
zinref.ru
Устройство бульдозера «Т-800»
Специально для данной модели бульдозера была разработана модернизированная рама, а эластичная подвеска ходовой части, с измененной для удобства ремонта заделкой торсионов, обеспечивает максимальную плавность хода и стабильно высокие рабочие скорости
«Т-800» комплектуется гидромеханической трансмиссией, включающей в себя карданную передачу, 3-колесный одноступенчатый гидротрансформатор и модуль, состоящий из поворота, 3-вальной коробки передач, конического редуктора и остановочных тормозов.
Коробка передач на бульдозере обеспечивает 2 передачи заднего и 4 передачи переднего хода. Благодаря тому, что дисковые фрикционы механизмов поворота, коробки передач и остановочные тормоза техники функционируют в масле, регулировка им не требуется.
Управление поворотом в Т-800 осуществляется посредством двух рычагов, находящихся на пульте управления. Включить педали при работающем двигателе можно путем нажатия на педаль остановочных тормозов. Также в бульдозере имеется автоматическое торможение при резкой остановке мотора.
Шоумен Сергей Стиллавин, прибывший на ЧТЗ для съёмок тест-драйва танка «Т-34», не отказал себе в удовольствии вскарабкаться на бульдозер «Т-800».
Т-800 укомплектован торсионной упругой подвеской, дополненной индивидуальным подрессориванием каждого из опорных катков. Благодаря установке в модели гусениц со смазкой, относящихся к закрытому типу (башмаки (траки) гусениц имеют шарниры закрытого типа), срок службы данного элемента существенно увеличивается.
Применение упругой эластичной подвески катков с демпфирующими элементами и покачиванием гусеничных тележек призвано обеспечить уменьшение значений ударных нагрузок на раму трактора и на трансмиссию хода при работе с бульдозерно-рыхлительным оборудованием на скальных и мёрзлых грунтах. Кроме того, упругие подвески катков позволяют увеличить поверхность контакта гусеницы с грунтом при езде по неровной поверхности, что, в свою очередь, обеспечивает повышение тяговых характеристик тяжёлых машин марки «Т-800».
В бульдозере имеется раздельно-агрегатная, 2-каскадная гидросистема с насосами шестеренчатого типа. При нейтральном расположении рычага управления они разгружены навесным оборудованием. «Т-800» имеет раздельные регуляторы-селекторы для бульдозерного и рыхлительного оборудования. Полнопоточный фильтр установлен на сливном трубопроводе в гидробаке.
Рекомендуем прочитать: ТТ-4М: технические характеристики
Объём технологических ёмкостей «Т-800»: топливный бак – 2050 литров; система охлаждения – 383 литра; система смазки двигателя – 225 литров; коробка передач и задний мост – 200 литров.
В состав электрооборудования бульдозера «Т-800» входят четыре аккумуляторные батареи, генератор мощностью 3,5 кВт. Мощность электрооборудования номинальная – 17 Вольт.