В 1975 году ОАО «Промтрактор», в те времена «Чебоксарский завод промышленных тракторов», начал выпуск тяжелой промышленной тракторной платформы Т-330.
Агрегат создавался специалистами «Челябинского тракторного завода» как головной образец семейства промышленных тракторных платформ, включающего машины различного тягового класса с единой компоновкой и унифицированные по узлам и механизмам.
По замыслу разработчиков, линейка моделей на основе Т-330 выступала базой для создания агрегатов – носителей навесного оборудования: бульдозерного, рыхлительного, кранового, трубоукладочного.
Машина рассматривалась заменой импортным агрегатам с высокой ценой в конвертируемой валюте. В стране выполнялись масштабные проекты по прокладке железнодорожных магистралей, нефте- и газопроводов, в строительстве крупных объектов промышленности.
Широко применялась тяжелая техника, созданная на платформах DRESSTA, CATERPILLAR, LIEBHERR, KOMATSU, других концернов. Приобретение и обслуживание не имеющего в стране аналогов оборудования требовало значительных затрат валюты.
Сборку Т-330 передали на новое машиностроительное предприятие в г. Чебоксары. В производстве применялись узлы и агрегаты от отечественных заводов.
Машина с тяговым классом 25 получилась достаточно производительной, с уровнем энергонасыщения несколько меньшим, чем у зарубежных конкурентов, но по цене давала выигрыш в 2 раза.
Эксплуатация трактора продолжается более 30 лет, отдельные экземпляры до сих пор работают на строительных площадках.
Конструкторы и специалисты ОАО «Промтрактор» на основе Т-330 создали и предлагают на рынке серию машин «Четра Т» – современные трактора как с бульдозерным, так и рыхлительным навесным оборудованием.
Область применения
Важно! Бульдозер у специалистов обозначается Т-330Р1-01. Агрегат используется для слоевого снятия грунтов I-IV категории плотности, выравнивания территории рабочей площадки.
Используется Т-330 на вскрыше пород в открытых горных разработках, в строительстве промышленных объектов, в дорожных работах.
Назначение агрегата:
- снятие грунта с поверхности участка слоями и передвижение грунтовой массы, гравийного, щебеночного и другого материала по рабочей зоне;
- засыпка выемки, котлована, траншеи и т. п.;
- выравнивание поверхности рабочей площадки в соответствии с проектными отметками;
- возведение насыпных дамб, сооружение плотин, твердой основы под дорожное полотно и т. п.;
- складирование в штабели и смешивание нерудных строительных материалов;
- устройство котлованов под элементы фундаментов;
- очистка территории строительных площадок, раскорчевка кустарников и мелколесья;
- уборка снега, ликвидация последствий гололедных явлений.
Технические характеристики
Моторная установка | |
Завод- г. Волгоград | |
Обозначение | 8ДВТ-330А |
Описание мотора | Дизельный, на 8 цилиндров в V-образном блоке, 4 рабочих такта, с наддувом. Система охлаждения воздушная |
Мощности при оборотах коленвала 1 700 в минуту, кВт | 250 |
Цилиндровая группа | 2 ряда по 4 на сторону V-образного блока |
Использование горючего, г/кВт. час | 230 |
Литраж цилиндровой группы общий, л | 22,6 |
Вес изделия, кг | 2 600 |
Узлы гидравлической системы | |
Насосные агрегаты | НШ-250, НШ-50У3-Л |
Параметр производительности, дц3/мин | 430 на оборотах коленвала 1 700 в минуту |
Срабатывание клапанов защиты при перекосе отвального устройства, отвальное устройство и рыхлитель, кг/кв. см | 160 |
Цилиндры отвального устройства, шт. | 2 |
Цилиндры рыхлителя, шт. | 2 |
Цилиндры регулирования угла резания для рыхлительного устройства | 2 |
Оборудование бульдозерное | |
Отвал ножевой | Полусферического типа |
Ширина ножевого отвала, м | 4,86 |
Высота отвала, м | 1,82 |
Призма срезанного грунта по объему при перемещении, м3 | 13 |
Подъем отвала, мм | 1 530 |
Погружение в грунт ножа отвала, мм | 650 |
Угол смещения отвального устройства по сторонам, град. | 12 |
Вес изделия, т | 7,030 |
Оборудование для рыхления | |
Конструкция рыхлителя | Регулируемый угол рыхления, навес параллелограммного типа |
Зубьев | 1 |
Подъем рыхлителя, мм | 950 |
Заглубление в грунт, мм | 1 380 |
Изменение установок рыхления, град. | +14 |
Приложение силы, кг при заглублении при извлечении | 15 300 56 400 |
Вес изделия, т | 6,489 |
Общие параметры агрегата | |
Размеры по габаритам (ДхШхВ), м | 9,33х4,762х4,23 |
Скорость вперед/реверсивный, км/ч I режим КПП II режим КПП III режим КПП | 3,5/2,9 6,4/5,4 13,0/10,8 |
Вес готового к работе трактора, т | 41,8 |
Весовой параметр с отвальным устройством и рыхлителем, т | 54,8 |
Усилие воздействия гусеничных лент на почву, кГс/см2 | 1,127 |
Характеристики трактора T-330
Каталог деталей и сборочных единиц трактора Т-330
Профессиональный индустриальный трактор Т-330 нашел свое применение при земляных работах больших объёмов в строительстве, мелиорации и горном деле. Конструктивное использование воздушного охлаждения двигателя позволило эксплуатировать трактор в жестких погодных условиях: при низких температурах до −50 градусов, так и в жару до +50 градусов.
Трактора этой модели оснащаются 330-и сильным четырехтактным 8-цилиндровым дизельным, двигателем с воздушным охлаждением.
Марка двигателя | 8ДВТ-ЗЗОА | ЯМЗ 240 НМ2 |
Тип двигателя | 4х тактный, турбонаддув, охлаждение воздушное | 4х тактный, жидкостное охлаждение, турбонаддув, непосредственный впрыск |
Мощность двигателя, кВТ | 250 | 368 |
Частота вращениия, об/мин | 1700 | 2325 |
Количество цилиндров | 8 | 12 |
Диаметр цилиндра, мм | 150 | 150 |
Рабочий ход поршня, мм | 160 | 160 |
Удельный расход топлива, к/кВт.час | 230 | 230 |
Расход масла на угар, от расхода топлива, % | 0,3 | <0,3 |
Рабочий объем | 22,6 | 22,6 |
Масса двигателя, кг | 2600 | 1790 |
Гидромеханическая трансмиссия включает в одном автономном блоке: двухбортовую шестивальную КПП с косозубыми шестернями неприрывного сцепления, гидроподжимными дисковыми муфтами передач и реверсивного механизма, системой ленточных остановочных тормозов и тормозов реверса для каждого борта. КПП обеспечивает по три передней и три задней передачи. Благодаря применению гидромеханической трансмиссии достигается возможность эффективного использования мощности двигателя на любой передаче. Реверсивная система позволяет обеспечить раздельный привод каждой гусеницы.
Скорость движения | вперед, км/ч | назад, км/ч |
I передача | 3,5 | 2,9 |
II передача | 6,4 | 5,4 |
III передача | 13,0 | 10,8 |
Гусеницы с уплотнением и смазкой шарниров на весь срок эксплуатации, с разъемным замыкающим звеном гусениц.
Шаг звена гусеницы трактора, мм | 250 |
Число башмаков гусеницы бульдозера | 42 |
Высота грунтозацепа гусениц, мм | 90 |
Ширина башмака гусеницы, мм | 650 |
Площадь контакта с грунтом, м2 | 4,86 |
Полужесткая ходовая система трактора Т-330, состоит из двух гусеничных тележек, качающихся вокруг оси ведущих колес.
Гидравлическая система включает в себя шестеренные насосы НШ-250, НШ-50УЗ-Л:
Насосы тракторов, бульдозеров | Шестеренные НШ-250, НШ-50УЗ-Л |
Производительность насосов при номинальной частоте вращения двигателя, л/мин | 430 при 1700 об/мин |
Установленное давление предохранительных клапанов, кг/см2 | Перекос отвала-160, отвал и рыхлитель-160 |
Гидроцилиндры подъема/опускания отвала: — диаметр и ход поршня, мм | 2 160х1250 |
Гидроцилиндр перекоса отвала: — диаметр и ход поршня, мм | 1 220х300 |
Гидроцилиндры подъема/опускания рыхлителя: — диаметр и ход поршня, мм | 2 220х560 |
Гидроцилиндры изменения угла резания рыхлителя: — диаметр и ход поршня, мм | 2 |
Управление абсолютно всеми механизмами трактора дистанционное и частично автоматизированное. Органы управления, находящиеся в кабине трактора, не имеют механической связи с исполнительными устройствами, кабина трактора в свою очередь установлена на резиновых амортизаторах. Это значительно упрощает труд машиниста и фактически исключает передачу вибраций от работающих агрегатов трактора в кабину.
Устройство основных узлов и агрегатов
Бульдозер собран по узловой (модульной) компоновке, что существенно облегчает техническое обслуживание и замену запчастей. Для доступа к агрегатам предусмотрены многочисленные лючки и монтажные окна.
Рама и моторная установка
Сварная рама собиралась из пары стальных лонжеронов коробчатых в сечении, которые соединялись поперечинами в передней, средней и задней частях. Спереди крепилась балансирная балка, опирающаяся на гусеничные тележки.
Трактор оснащался 8-цилиндровым V-образным на 4 рабочих такта дизельным турбонаддувным мотором с системой воздушного охлаждения.
Энергоустановка легко запускалась при температуре ниже -30° С. Наработка двигателя до капитального ремонта обозначалась документацией в 6 000 моточасов, в реальной эксплуатации этот параметр снижался вдвое.
Кабина и силовая передача
Расположение кабины в передней части платформы, степень ее остекления обеспечивает машинисту бульдозера полный контроль за работой отвального устройства.
Подрессоренная, защищенная от вибрации платформа гасит воздействия от силовой установки и трансмиссионных узлов, создавая нормируемые условия работы машиниста.
Важно! Защиту от опрокидывания или попадания осколков породы в кабину обеспечивает металлический каркас за отвалом машины.
Исполнение гидромеханической трансмиссии модульное с отдельным приводом на каждый борт. Энергия крутящего момента дизельного мотора поступает на звездочные ведущие колеса гусеничных лент и насосный узел гидросистемы через: гидротрансформатор, КПП, редуктор согласования, карданные передачи.
Гидротрансформатор бесступенчато меняет режимы передачи силового момента от дизельного мотора в соответствии с величиной нагрузки.
КПП одна на два борта реверсивного исполнения. В коробке поток мощности раздваивается, что позволяет менять направление вращения приводных ведущих колес, регулируя движения машины и ее развороты на месте.
Управляется КПП дисковыми гидромуфтами, остановочными и реверсивными ленточного исполнения тормозами.
Бортовые передачи и ходовая система
Передачи бортов двухступенчатого исполнения: шестерни с внешним зацеплением взаимодействуют с планетарным узлом, водило которого заторможено. Узел звездочного зацепления ведущих колес закреплен болтами, что делает возможной его замену.
Ходовая система полужесткого исполнения, собирается из двух гусеничных тележек. Оси бортовых передач, на которые опираются тележки, допускают их качание.
В узлах подшипников всех катков и колес помещается смазочный материал, обеспечивающий работу механизмов на весь срок эксплуатации. Катков опорного типа 14.
Облегчить натяжение гусеничной ленты позволяет механизм с гидравлическим приводом. Гусеничная лента разъемная и набирается из 42 башмачных звеньев с шагом 250 мм. Ширина звена 650 мм, контакт с одной гусеницы с почвой 4,86 кв. м.
Управление
В органах управления трактором и навесным оборудованием не предусмотрены приводы механического типа. Управление исполнительными устройствами осуществляется через электро- и гидросистемы.
Навесное оборудование
Агрегат поставляется:
- с бульдозерным отвальным устройством полусферического типа, формирующим призму перемещения объемом 13 м3, меняет положение в пределах 12 градусов в стороны от продольной оси трактора;
- с рыхлительным оборудованием в однозубом исполнении, меняет положение в пределах 12 градусов в стороны от продольной оси трактора.
Производительность трактора, его российских и зарубежных аналогов
Производительность машин с бульдозерным оборудованием зависит от 4-х параметров:
- Объема грунтовой массы в призме волочения, сдвигаемого отвальным устройством.
- Мощности энергоустановки бульдозера, обеспечивающей скорость движения и маневры машины.
- Длины рабочей полосы, определяющей время цикла и потери грунтовой массы из призмы перемещения.
- Свойств породы грунта участка.
Для конкретной машины объем переработанного грунта за единицу времени (производительность) формируется вторым и третьим параметром, в большей степени энергонасыщенностью машины. Параметры отвала также определяются мощностью двигателя.
Фото: модификация бульдозера Т-330 ГР1
Характеристики бульдозера Т-330
Длина | 9330 мм. |
Ширина | 4762 мм. |
Высота | 4230 мм. |
Полная масса | 42 т. |
Удельное давление на грунт | 0,57 кгс/см2. |
Дорожный просвет | 570 мм. |
Объем топливного бака | 670 л. |
Диапазон скоростей | Вперед – от 0 до 16,7 км/ч Назад – от 0 до 13,7 км/ч |
Тяговый класс | Номинальная тяга – 25 т. Максимальная тяга – 66 т. |
Отдельные параметры российских и зарубежных машин
Изготовитель | Обозначение модели | Масса, т | Мощностной параметр, л. с. | Объем отвального устройства, м3 |
Komatsu Limited | D575 | 114–152 | 1150 | 69 |
Komatsu Limited | D475 (А‑5) | 108,4 | 860 | полусфера 27,4 сфера 34,4 |
Caterpillar Inc. Company | D11 | 104–113 | 862 | 43,6 |
Промтрактор | Т-330 | 58 | 405 | 13 |
ЧТЗ | Т‑800 | 76–106 | 820 | 26,2 |
Четра | Т40 | 69 | 590 | 21 |
Энергонасыщенность зарубежных бульдозеров выше, объемы призм волочения, формируемых отвалами, больше, чем у Т-330 и других российских машин.
Российские тракторостроители используют в машинах детали и агрегаты зарубежных компаний. На бульдозере «ЧЕТРА Т25» применены энергоустановка из США QSX15-C440 компании Cummins и насосные узлы фирмы David Brown.
В машинах, выпускаемых в России, использованы узлы трансмиссии от BOSCH-REXROTH и SAUER-DANFOSS, другое оборудование из-за рубежа. Как следствие, купить изделия можно, но по более высокой цене.
Возможно вас заинтересует: отвод выхлопных газов купить по демократичной цене
Двигатель бульдозера Т-330
На Т-330 устанавливается дизельный двигатель ЯМЗ-240НМ2
с жидкостным охлаждением и турбонаддувом, обеспечивающий превосходную мощность и тягу в пределах широкого диапазона оборотов.
Производитель | Ярославский моторный завод (ЯМЗ) |
Марка | ЯМЗ-240НМ2 |
Тип | Дизельный с турбонаддувом |
Объем | 22,3 л |
Максимальная мощность | 500 л.с. при 2100 об./мин |
Максимальный крутящий момент | 1815 н*м при 1600 об./мин. |
Конфигурация | V12 |
Охлаждение | жидкостное |