Трактор (бульдозер) Т-330

В 1975 году ОАО «Промтрактор», в те времена «Чебоксарский завод промышленных тракторов», начал выпуск тяжелой промышленной тракторной платформы Т-330.

Агрегат создавался специалистами «Челябинского тракторного завода» как головной образец семейства промышленных тракторных платформ, включающего машины различного тягового класса с единой компоновкой и унифицированные по узлам и механизмам.

По замыслу разработчиков, линейка моделей на основе Т-330 выступала базой для создания агрегатов – носителей навесного оборудования: бульдозерного, рыхлительного, кранового, трубоукладочного.

Машина рассматривалась заменой импортным агрегатам с высокой ценой в конвертируемой валюте. В стране выполнялись масштабные проекты по прокладке железнодорожных магистралей, нефте- и газопроводов, в строительстве крупных объектов промышленности.

Широко применялась тяжелая техника, созданная на платформах DRESSTA, CATERPILLAR, LIEBHERR, KOMATSU, других концернов. Приобретение и обслуживание не имеющего в стране аналогов оборудования требовало значительных затрат валюты.

Сборку Т-330 передали на новое машиностроительное предприятие в г. Чебоксары. В производстве применялись узлы и агрегаты от отечественных заводов.

Машина с тяговым классом 25 получилась достаточно производительной, с уровнем энергонасыщения несколько меньшим, чем у зарубежных конкурентов, но по цене давала выигрыш в 2 раза.

Эксплуатация трактора продолжается более 30 лет, отдельные экземпляры до сих пор работают на строительных площадках.

Конструкторы и специалисты ОАО «Промтрактор» на основе Т-330 создали и предлагают на рынке серию машин «Четра Т» – современные трактора как с бульдозерным, так и рыхлительным навесным оборудованием.

Область применения

Важно! Бульдозер у специалистов обозначается Т-330Р1-01. Агрегат используется для слоевого снятия грунтов I-IV категории плотности, выравнивания территории рабочей площадки.

Используется Т-330 на вскрыше пород в открытых горных разработках, в строительстве промышленных объектов, в дорожных работах.

Назначение агрегата:

  • снятие грунта с поверхности участка слоями и передвижение грунтовой массы, гравийного, щебеночного и другого материала по рабочей зоне;
  • засыпка выемки, котлована, траншеи и т. п.;
  • выравнивание поверхности рабочей площадки в соответствии с проектными отметками;
  • возведение насыпных дамб, сооружение плотин, твердой основы под дорожное полотно и т. п.;
  • складирование в штабели и смешивание нерудных строительных материалов;
  • устройство котлованов под элементы фундаментов;
  • очистка территории строительных площадок, раскорчевка кустарников и мелколесья;
  • уборка снега, ликвидация последствий гололедных явлений.

Технические характеристики

Моторная установка
Завод- г. Волгоград
Обозначение8ДВТ-330А
Описание мотораДизельный, на 8 цилиндров в V-образном блоке, 4 рабочих такта, с наддувом. Система охлаждения воздушная
Мощности при оборотах коленвала 1 700 в минуту, кВт250
Цилиндровая группа2 ряда по 4 на сторону V-образного блока
Использование горючего, г/кВт. час230
Литраж цилиндровой группы общий, л22,6
Вес изделия, кг2 600
Узлы гидравлической системы
Насосные агрегатыНШ-250, НШ-50У3-Л
Параметр производительности, дц3/мин430 на оборотах коленвала 1 700 в минуту
Срабатывание клапанов защиты при перекосе отвального устройства, отвальное устройство и рыхлитель, кг/кв. см160
Цилиндры отвального устройства, шт.2
Цилиндры рыхлителя, шт.2
Цилиндры регулирования угла резания для рыхлительного устройства2
Оборудование бульдозерное
Отвал ножевойПолусферического типа
Ширина ножевого отвала, м4,86
Высота отвала, м1,82
Призма срезанного грунта по объему при перемещении, м313
Подъем отвала, мм1 530
Погружение в грунт ножа отвала, мм650
Угол смещения отвального устройства по сторонам, град.12
Вес изделия, т7,030
Оборудование для рыхления
Конструкция рыхлителяРегулируемый угол рыхления, навес параллелограммного типа
Зубьев1
Подъем рыхлителя, мм950
Заглубление в грунт, мм1 380
Изменение установок рыхления, град.+14
Приложение силы, кг при заглублении при извлечении15 300 56 400
Вес изделия, т6,489
Общие параметры агрегата
Размеры по габаритам (ДхШхВ), м9,33х4,762х4,23
Скорость вперед/реверсивный, км/ч I режим КПП II режим КПП III режим КПП3,5/2,9 6,4/5,4 13,0/10,8
Вес готового к работе трактора, т41,8
Весовой параметр с отвальным устройством и рыхлителем, т54,8
Усилие воздействия гусеничных лент на почву, кГс/см21,127

Характеристики трактора T-330

Каталог деталей и сборочных единиц трактора Т-330


Профессиональный индустриальный трактор Т-330 нашел свое применение при земляных работах больших объёмов в строительстве, мелиорации и горном деле. Конструктивное использование воздушного охлаждения двигателя позволило эксплуатировать трактор в жестких погодных условиях: при низких температурах до −50 градусов, так и в жару до +50 градусов.

Трактора этой модели оснащаются 330-и сильным четырехтактным 8-цилиндровым дизельным, двигателем с воздушным охлаждением.

Марка двигателя8ДВТ-ЗЗОАЯМЗ 240 НМ2
Тип двигателя4х тактный, турбонаддув, охлаждение воздушное4х тактный, жидкостное охлаждение, турбонаддув, непосредственный впрыск
Мощность двигателя, кВТ250368
Частота вращениия, об/мин17002325
Количество цилиндров812
Диаметр цилиндра, мм150150
Рабочий ход поршня, мм160160
Удельный расход топлива, к/кВт.час230230
Расход масла на угар, от расхода топлива, %0,3<0,3
Рабочий объем22,622,6
Масса двигателя, кг26001790

Гидромеханическая трансмиссия включает в одном автономном блоке: двухбортовую шестивальную КПП с косозубыми шестернями неприрывного сцепления, гидроподжимными дисковыми муфтами передач и реверсивного механизма, системой ленточных остановочных тормозов и тормозов реверса для каждого борта. КПП обеспечивает по три передней и три задней передачи. Благодаря применению гидромеханической трансмиссии достигается возможность эффективного использования мощности двигателя на любой передаче. Реверсивная система позволяет обеспечить раздельный привод каждой гусеницы.

Скорость движениявперед, км/чназад, км/ч
I передача3,52,9
II передача6,45,4
III передача13,010,8

Гусеницы с уплотнением и смазкой шарниров на весь срок эксплуатации, с разъемным замыкающим звеном гусениц.

Шаг звена гусеницы трактора, мм250
Число башмаков гусеницы бульдозера42
Высота грунтозацепа гусениц, мм90
Ширина башмака гусеницы, мм650
Площадь контакта с грунтом, м24,86

Полужесткая ходовая система трактора Т-330, состоит из двух гусеничных тележек, качающихся вокруг оси ведущих колес.

Гидравлическая система включает в себя шестеренные насосы НШ-250, НШ-50УЗ-Л:

Насосы тракторов, бульдозеровШестеренные НШ-250, НШ-50УЗ-Л
Производительность насосов при номинальной частоте вращения двигателя, л/мин430 при 1700 об/мин
Установленное давление предохранительных клапанов, кг/см2Перекос отвала-160, отвал и рыхлитель-160
Гидроцилиндры подъема/опускания отвала: — диаметр и ход поршня, мм2 160х1250
Гидроцилиндр перекоса отвала: — диаметр и ход поршня, мм1 220х300
Гидроцилиндры подъема/опускания рыхлителя: — диаметр и ход поршня, мм2 220х560
Гидроцилиндры изменения угла резания рыхлителя: — диаметр и ход поршня, мм2

Управление абсолютно всеми механизмами трактора дистанционное и частично автоматизированное. Органы управления, находящиеся в кабине трактора, не имеют механической связи с исполнительными устройствами, кабина трактора в свою очередь установлена на резиновых амортизаторах. Это значительно упрощает труд машиниста и фактически исключает передачу вибраций от работающих агрегатов трактора в кабину.

Устройство основных узлов и агрегатов

Бульдозер собран по узловой (модульной) компоновке, что существенно облегчает техническое обслуживание и замену запчастей. Для доступа к агрегатам предусмотрены многочисленные лючки и монтажные окна.

Рама и моторная установка

Сварная рама собиралась из пары стальных лонжеронов коробчатых в сечении, которые соединялись поперечинами в передней, средней и задней частях. Спереди крепилась балансирная балка, опирающаяся на гусеничные тележки.

Трактор оснащался 8-цилиндровым V-образным на 4 рабочих такта дизельным турбонаддувным мотором с системой воздушного охлаждения.

Энергоустановка легко запускалась при температуре ниже -30° С. Наработка двигателя до капитального ремонта обозначалась документацией в 6 000 моточасов, в реальной эксплуатации этот параметр снижался вдвое.

Кабина и силовая передача

Расположение кабины в передней части платформы, степень ее остекления обеспечивает машинисту бульдозера полный контроль за работой отвального устройства.

Подрессоренная, защищенная от вибрации платформа гасит воздействия от силовой установки и трансмиссионных узлов, создавая нормируемые условия работы машиниста.

Важно! Защиту от опрокидывания или попадания осколков породы в кабину обеспечивает металлический каркас за отвалом машины.

Исполнение гидромеханической трансмиссии модульное с отдельным приводом на каждый борт. Энергия крутящего момента дизельного мотора поступает на звездочные ведущие колеса гусеничных лент и насосный узел гидросистемы через: гидротрансформатор, КПП, редуктор согласования, карданные передачи.

Гидротрансформатор бесступенчато меняет режимы передачи силового момента от дизельного мотора в соответствии с величиной нагрузки.

КПП одна на два борта реверсивного исполнения. В коробке поток мощности раздваивается, что позволяет менять направление вращения приводных ведущих колес, регулируя движения машины и ее развороты на месте.

Управляется КПП дисковыми гидромуфтами, остановочными и реверсивными ленточного исполнения тормозами.

Бортовые передачи и ходовая система

Передачи бортов двухступенчатого исполнения: шестерни с внешним зацеплением взаимодействуют с планетарным узлом, водило которого заторможено. Узел звездочного зацепления ведущих колес закреплен болтами, что делает возможной его замену.

Ходовая система полужесткого исполнения, собирается из двух гусеничных тележек. Оси бортовых передач, на которые опираются тележки, допускают их качание.

В узлах подшипников всех катков и колес помещается смазочный материал, обеспечивающий работу механизмов на весь срок эксплуатации. Катков опорного типа 14.

Облегчить натяжение гусеничной ленты позволяет механизм с гидравлическим приводом. Гусеничная лента разъемная и набирается из 42 башмачных звеньев с шагом 250 мм. Ширина звена 650 мм, контакт с одной гусеницы с почвой 4,86 кв. м.

Управление

В органах управления трактором и навесным оборудованием не предусмотрены приводы механического типа. Управление исполнительными устройствами осуществляется через электро- и гидросистемы.

Навесное оборудование

Агрегат поставляется:

  • с бульдозерным отвальным устройством полусферического типа, формирующим призму перемещения объемом 13 м3, меняет положение в пределах 12 градусов в стороны от продольной оси трактора;
  • с рыхлительным оборудованием в однозубом исполнении, меняет положение в пределах 12 градусов в стороны от продольной оси трактора.

Производительность трактора, его российских и зарубежных аналогов

Производительность машин с бульдозерным оборудованием зависит от 4-х параметров:

  1. Объема грунтовой массы в призме волочения, сдвигаемого отвальным устройством.
  2. Мощности энергоустановки бульдозера, обеспечивающей скорость движения и маневры машины.
  3. Длины рабочей полосы, определяющей время цикла и потери грунтовой массы из призмы перемещения.
  4. Свойств породы грунта участка.

Для конкретной машины объем переработанного грунта за единицу времени (производительность) формируется вторым и третьим параметром, в большей степени энергонасыщенностью машины. Параметры отвала также определяются мощностью двигателя.

Фото: модификация бульдозера Т-330 ГР1

Характеристики бульдозера Т-330

Длина9330 мм.
Ширина4762 мм.
Высота4230 мм.
Полная масса42 т.
Удельное давление на грунт0,57 кгс/см2.
Дорожный просвет570 мм.
Объем топливного бака670 л.
Диапазон скоростейВперед – от 0 до 16,7 км/ч Назад – от 0 до 13,7 км/ч
Тяговый классНоминальная тяга – 25 т. Максимальная тяга – 66 т.

Отдельные параметры российских и зарубежных машин

ИзготовительОбозначение моделиМасса, тМощностной параметр, л. с.Объем отвального устройства, м3
Komatsu LimitedD575114–152115069
Komatsu LimitedD475 (А‑5)108,4860полусфера 27,4 сфера 34,4
Caterpillar Inc. CompanyD11104–11386243,6
ПромтракторТ-3305840513
ЧТЗТ‑80076–10682026,2
ЧетраТ406959021

Энергонасыщенность зарубежных бульдозеров выше, объемы призм волочения, формируемых отвалами, больше, чем у Т-330 и других российских машин.

Российские тракторостроители используют в машинах детали и агрегаты зарубежных компаний. На бульдозере «ЧЕТРА Т25» применены энергоустановка из США QSX15-C440 компании Cummins и насосные узлы фирмы David Brown.

В машинах, выпускаемых в России, использованы узлы трансмиссии от BOSCH-REXROTH и SAUER-DANFOSS, другое оборудование из-за рубежа. Как следствие, купить изделия можно, но по более высокой цене.

Возможно вас заинтересует: отвод выхлопных газов купить по демократичной цене

Двигатель бульдозера Т-330

На Т-330 устанавливается дизельный двигатель ЯМЗ-240НМ2

с жидкостным охлаждением и турбонаддувом, обеспечивающий превосходную мощность и тягу в пределах широкого диапазона оборотов.

ПроизводительЯрославский моторный завод (ЯМЗ)
МаркаЯМЗ-240НМ2
ТипДизельный с турбонаддувом
Объем22,3 л
Максимальная мощность500 л.с. при 2100 об./мин
Максимальный крутящий момент1815 н*м при 1600 об./мин.
КонфигурацияV12
Охлаждениежидкостное
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]