Тракторы ЧТЗ: обзор Т-170 и Т-130


Челябинский тракторный завод
Трактора С-65 у цехов, 1930-е гг.
ТипОбщество с ограниченной ответственностью[d]
Основание1933
РасположениеРоссия Россия: Челябинск
ОтрасльМашиностроение
ПродукцияТракторы, двигатели, запчасти
Число сотрудников7,6 тыс. человек
Материнская компанияУралвагонзавод
Сайтchtz-uraltrac.ru
Челябинский тракторный завод на Викискладе
Награды

Челя́бинский тра́кторный заво́д
(до 6 октября 1941 года —
Челябинский тракторный завод им. И. В. Сталина
, до 20 июня 1958 года —
Кировский завод наркомтанкопрома в г. Челябинске
, с 10 ноября 1971 по 1 октября 1992 года —
производственное объединение «Челябинский тракторный завод имени В. И. Ленина»
) — машиностроительное предприятие по разработке и производству колесной и гусеничной дорожно-строительной техники (бульдозеров, трубоукладчиков, фронтальных погрузчиков, минитракторов), двигателей внутреннего сгорания, запасных частей и прочей высокотехнологичной машиностроительной продукции. В народе был известен под расхожим названием «Танкоград»[1][2].

Численность работающих — более 7 600 человек. Производственная площадь, занимаемая предприятием, составляет 1,2 млн м2.

Оператором (владельцем) предприятия является ООО «Челябинский тракторный завод — Уралтрак».

История ЧТЗ

До войны


С-65 в музее техники ВАЗа (г. Тольятти)


Бульдозер ДЗ-54 на базе трактора Т-100 (1955)
Строительство тракторного завода в Челябинске предусматривалось первым пятилетним планом на 1928-1932 годы принятым пятым Съездом Советовов СССР. 29 мая 1929 года Совет Народных Комиссаров принял постановление о строительстве тракторного завода на Урале. Производственная мощность завода была запланирована на уровне 40 тыс. тракторов в год. В качестве прототипа первого трактора был выбран американский трактор Caterpillar 60. Строительство завода осуществлялось с привлечением специалистов из США и других стран. Проектирование завода осуществлялось архитектурной из Детройта (США)[3], спроектировавшей до этого Сталинградский тракторный завод (а перед этим, до Великой депрессии 1929—1933 годов — заводы Форда и другие автомобильные заводы США) знаменитого американского архитектора Альберта Кана (1869—1942)[4]. С советской стороны проектирование вели архитекторы А. С. Фисенко, В. Швецов и А. Величкин[5][6]. Строительство велось трестом «Тракторострой» созданным в 1929 году[7]. Руководителем треста Ловиным К. П. в марте 1930 года в Детройте было организовано проектное бюро «Челябинск тракторплэнт» и к 1 июня 1930 года был разработан генеральный план завода на основе эскизного проекта Ленинградского проектного института «ГИПРОМЕЗ»[8][9]. Бюро состояло из 40 специалистов из СССР и 12 из США. В конце 1930 года строительство находилось под угрозой из-за разного рода возникших трудностей, в связи с чем было принято постановление ЦК ВКП (б) «О ходе строительства Челябинского тракторного завода», контроль за выполнением которого было возложено на Шверника Н. М[10].

15 мая 1933 года из ворот сборочного цеха вышел первый гусеничный трактор «Сталинец-60» (С-60). Однако официальное открытие завода состоялось 1 июня. Тракторы С-60 оснащались 4-тактными 4-цилиндровыми карбюраторными двигателями мощностью 72 л.с., работающими на лигроиновом топливе и при весе 9,5 тонн имели максимальное тяговое усилие 4,45 тонн.

1936 год. Тракторы предприятия принимают участие в двух грандиозных экспедициях: «Снежный поход» — пройдя две тысячи километров по Якутии при температуре минус 50 градусов, и Памирский переход на высоте 4 тысячи метров в Туркестанском военном округе.

Май 1937 года. На Всемирной выставке в Париже трактор С-65 отмечен высшей наградой — дипломом «Гран-при».

20 июня 1937 года начат серийный выпуск трактора «Сталинец-65» (С-65) мощностью 65 лошадиных сил с дизельным двигателем. ЧТЗ первым в стране освоил выпуск топливной аппаратуры для дизелей. ЧТЗ стал пионером советского тракторного дизелестроения.

1939 год. ЧТЗ освоил выпуск боевой техники — артиллерийского тягача «Сталинец-2» (С-2) мощностью 105 лошадиных сил.

1940 год. Тракторостроители вели опытные работы по освоению производства тяжелых танков КВ конструкции ленинградского Кировского завода, и 12-плунжерного топливного насоса «ТН-12» для авиационных двигателей тяжёлых бомбардировщиков. 31 декабря 1940 года государственной комиссией был принят первый челябинский танк.

30 марта 1940. С конвейера сошел 100000-й трактор. Суммарная мощность выпущенных челябинских тракторов равнялась 6 миллионам лошадиных сил, или десяти Днепрогэсам.

Завод в годы Великой Отечественной войны

После начала Великой Отечественной войны на заводе продолжались выпускаться трактора, артиллерийские тягачи и тяжёлые танки КВ-1[11].

В октябре 1941 г. ЧТЗ совместно с семью частично и полностью эвакуированными в Челябинск предприятиями, образовали танкостроительный комбинат, позднее неофициально именуемый «Танкоград»

. В частности, сюда были полностью эвакуированы Харьковский моторный завод № 75 и Ленинградский Кировский завод, в связи с чем 6 октября 1941 года завод был переименован в
«Кировский завод Наркомата танковой промышленности в городе Челябинске»
[12][13] (завод № 100). С августа 1942 г. было начато производство танков Т-34, в феврале 1943 г. — самоходных артиллерийских установок, в сентябре 1943 г. — тяжёлых танков [11]. В сжатые сроки завод стал одним из главных арсеналов фронта, за годы войны было произведено: 18 тысяч танков и самоходных установок; 48,5 тысяч танковых дизельмоторов; 17,7 миллионов заготовок боеприпасов.

Предприятием было создано 13 типов новых танков и САУ, 6 типов танковых дизельмоторов, в частности модификации В-2. Впервые в мировой практике танкостроения сборка тяжёлых танков была поставлена на конвейер.

За время войны заводу 33 раза присуждались Красные Знамёна Государственного Комитета Обороны за победу во Всесоюзном соревновании. Два знамени оставлены коллективу на вечное хранение.

После войны


Почтовая марка СССР, 1958 год: Первенцы советской индустрии
5 января 1946 года собран первый трактор «Сталинец-80». В 1956 году создан трактор «Сталинец-100».

20 июня 1958 года завод был переименован в Челябинский тракторный завод.

В январе 1961 года запущен в серийное производство трактор с электромеханической трансмиссией ДЭТ-250.

9 октября 1963 года с главного конвейера сошел первый серийный трактор Т-100М мощностью 108 лошадиных сил. Для увеличения производительности труда, повышения надежности и долговечности тракторов при работе в различных климатических условиях (болота, пески, вечная мерзлота и т. д.) были разработаны и внедрены в серийное производство модификации базовой модели. Так в 1964 году ЧТЗ выпускал 22 варианта трактора Т-100М. Данный трактор, включая все его модификации, стал самым массовым за историю предприятия: всего было выпущено 412145 экземпляров.

В конце 60-х годов в условиях действующего производства промышленных тракторов Т-100М начата его коренная реконструкция и техническое перевооружение для начала выпуска тракторов Т-130. 26 мая 1970 года строительство и реконструкция ЧТЗ были объявлены Всесоюзной ударной комсомольской стройкой.

10 ноября 1971 года создано первое в отрасли тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР производственное объединение «Челябинский тракторный завод имени В. И. Ленина».

6 августа 1982 года на северном склоне Эльбруса на двухкилометровой высоте, где проходил высокогорный фронт Великой Отечественной войны, установлен обелиск в основании которого находятся части изувеченного трактора С-60, применявшегося в качестве военного тягача.


Трактор Т-100

1 июня 1983 года, к золотому юбилею ЧТЗ, на предзаводской площади установлен на постамент первый трактор С-60 — первая советская гусеничная машина, и был собран первый в мире сверхмощный энергонасыщенный отечественный трактор Т-800 с двигателем мощностью 820 лошадиных сил, предназначенный для разработки особо тяжелых мерзлых и скальных пород без взрыва.

3 ноября 1984 года заводом изготовлен миллионный трактор с маркой ЧТЗ (Т-130М)[14].

Март 1988 год — тракторостроители приступили к производству трактора Т-170, оснащенного модернизированным дизельным двигателем. В этом году завод достиг максимальной производительности по выпуску тракторов: с конвейеров сошло 31,5 тысячи машин.

Январь 1989 года — начат серийный выпуск трактора ДЭТ-250М2.

Сентябрь 1990 года — бульдозер-рыхлитель Т-800 занесён в Книгу рекордов Гиннеса как самый большой и производительный в мире[15].

30 декабря 1990 года — выпущен первый серийный трактор Т10 с гидромеханической трансмиссией.


Тракторы ЧТЗ — Т-100 и Т-108

Завод после 1991


Бульдозер Б-10ПM (2004)
30 апреля 1992 года — Распоряжение Правительства РФ N 835-р «О приватизации производственного объединения «Челябинский тракторный завод имени В. И. Ленина»

1 октября 1992 года — Производственное объединение «Челябинский тракторный завод им. В. И. Ленина» преобразовано в акционерное общество «УРАЛТРАК» (ОАО «УРАЛТРАК») на основании общего собрания акционеров.

27 апреля 1996 года — Акционерное общество «Уралтрак» на основании общего собрания акционеров переименовано в открытое акционерное общество «Челябинский тракторный завод»

1998 год — банкротство, реорганизация, появление нового предприятия: ООО «ЧТЗ-Уралтрак»

Ноябрь 1999 года — освоено серийное производство танкового дизеля В-92 С2.

25 сентября 2000 года на международной выставке «УРАЛСТРОЙ — 2000» (г. Уфа) продукция ЧТЗ была отмечена золотым Кубком первой степени.

1 июня 2002 года — серийное производство трактора Т10.

20 июля 2002 года — изготовлен опытный образец трактора Т3 модульной конструкции.

25 июля 2002 года — открыт первый региональный торговый в Перми.

Октябрь 2002 года — собран опытный образец трактора ДЭТ-320 с двигателем Ярославского моторного завода.

18 декабря 2002 года — получен сертификат качества (Свидетельство об испытании образца) бульдозера Б-10.02 в сертификационном Центре ЕЭС (Германия).

1 июля 2003 года — освоен серийный выпуск трактора Т10М и агрегатов на его базе.

В 2008 году произвел продукцию на 12,364 млрд руб. (на 16,2 % больше, чем в 2007 году), выпустив:

  • 162 трубоукладчика,
  • 1 944 бульдозеро-рыхлительных аппарата,
  • 71 тяжелый трактор ДЭТ-250 и ДЭТ-320,
  • запасных частей — на сумму 2 млрд 853,766 млн руб. (рост на 28,7 %).

Объём экспорта продукции в 2008 году составил 1,916,4 млрд руб. (рост на 0,2 %). Экспорт запасных частей — 417,83 млн руб. (рост на 5,9 %)[16].

ЧТЗ в составе Уралвагонзавода

В марте 2011 года Научно-производственная корпорация Уралвагонзавод приобрела 63,3 % акций ЧТЗ. С учетом ранее имеющихся акций Уралвагонзаводу стало принадлежать 80 % акций ЧТЗ. Оставшиеся находятся у правительства Челябинской области, которое ведет с УВЗ переговоры о передаче этих акций.

Сделка между Уралвагонзаводом и ЧТЗ победила в номинации «Сделка года» ежегодной межрегиональной премии «Итоги года Урала и Сибири-2011»[17].

В составе УВЗ Челябинский тракторный завод должен стать одним из основных предприятий по производству гражданской техники, в частности, дорожно-строительной. На базе ЧТЗ будет выстраиваться дивизион тяжелого машиностроения[18].

В 2011 году ЧТЗ выполнил ряд экспортных контрактов. Экспорт осуществлялся практически во все республики бывшего СССР, а также во Вьетнам. Только за январь-август экспорт был увеличен в натуральном выражении на 36 %[19].

Крупнейшим экспортным контрактом стала поставка Министерству водного хозяйства и мелиорации Туркмении 100 бульдозеров Б-10М, предназначенных для расчистки русел оросительных каналов в пустыне Кара-Кум.

В России ЧТЗ выполнил крупный контракт на поставку 300 единиц специализированной инженерной техники для комплектования региональных пожарно-химических станций Рослесхоза; были поставлены машины для ряда нефтяных и газовых корпораций.

Наличие большого числа контрактов позволило ЧТЗ впервые за последние годы возобновить прием работников[20].

ЧТЗ сегодня

Сегодня[прояснить

] ЧТЗ предлагает потребителю:

  • тракторы Т10М, ДЭТ-250М2 и инженерные машины на их базе;
  • трубоукладчики грузоподъёмностью 12,5 и 20 тонн;
  • бульдозеры Б10М;
  • виброкатки, погрузчики и бульдозеры на базе колёсных модулей массой 24 тонны;
  • дизельные двигатели мощностью от 12 до 1200 лошадиных сил;
  • дизель-генераторные установки мощностью 100 кВт для автономного энергообеспечения;
  • дизель-гидравлические станции для установок сбора нефтепродуктов с водных поверхностей;
  • запасные части к тракторам ЧТЗ;
  • товары народного потребления, в их числе: универсальный колесно-гусеничный мини-трактор «Уралец» (12 л.с.);
  • коммунальную машину Т-02.03.2 и другие товары.

Любопытные факты

ЧТЗ за 80 лет работы изготовил более 1 268 000 тракторов. Они переместили около 350 кубических километров грунта. Им можно было бы покрыть всю поверхность Луны слоем в три с половиной сантиметра. А чтобы перевезти грунт, снятый техникой ЧТЗ, потребовался бы железнодорожный состав длиной в 135,5 миллионов километров. Сами же машины ЧТЗ прошли по планете около 90 миллиардов километров — то есть 600 расстояний от Земли до Солнца[21].

Бульдозер Т-800 ЧТЗ

Т-800 – гусеничный сверхтяжелый трактор, работающий в составе бульдозерно-рыхлительного агрегата. Данная модель является продуктом Челябинского тракторного завода. Т-800, получивший второе название Т-75.01, считается наиболее крупным трактором, выпускаемым в Европе. Модель занесена в книгу рекордов Гиннеса, где ее назвали наиболее производительной в мире. Т-800 относится к тяговому классу 75 и оснащается рыхлительным и бульдозерным оборудованием.

Первый экземпляр Т-75.01 сошел с конвейера еще в 1983-ем году. Техника предназначается для выполнения огромных объемов земляных работ в мелиоративном и дорожном строительстве и вскрышных работ повышенной энергоемкости в горно-рудной промышленности. Также Т-800 активно используется для разработки скальных и мерзлых грунтов (добыча полезных ископаемых открытым методом) в различных климатических условиях.

Появление подобного «колосса» было обусловлено несколькими факторами. Существенное увеличение норм выработки в горном деле и строительстве требовало более мощных тракторов. Обычные бульдозеры с поставленными задачами уже не справлялись. Именно потому специалисты Челябинского завода начали разрабатывать тяжелую и высокопроизводительную технику, способную удовлетворить возросшие потребности.

Технические характеристики

ЧТЗ Т-800 является самым большим из ныне выпускаемых тракторов.

  • Габариты техники: высота – 4775 мм, ширина – 4185 мм, длина – 7945 мм.
  • Модель имеет колесную базу 6220 мм, колею – 2880 мм.
  • Рабочая масса Т-800 с бульдозерно-рыхлительным оборудованием составляет 106 тонн.
  • При этом 29,5 тонн приходится на оборудование.
  • В тракторе используется 2 типа гусениц: для суглинка весом 8 тонн и для скального грунта весом 6 тонн. Это позволяет уменьшить давление на грунт до 0,0914 (0,932) Мпа (кгс/кв.см).
  • Продукт Челябинского тракторного завода комплектуется 820-сильным агрегатом.
  • Удельный расход топлива техники составляет 230 г/кВт в час.
  • При таком потреблении модели необходим вместительный резервуар под горючее, потому Т-800 комплектуется 2050-литровым топливным баком. Максимальная сила тяги бульдозера равняется 140 тоннам, номинальная – 75 тоннам.

Награды

  • Орден Ленина (1971),
  • Орден Трудового Красного Знамени (1983),
  • Орден Кутузова 1-й степени (1945),
  • Орден Красной Звезды (1944).
  • Орденом Ленина награждены опытный завод (1944) и конструкторское бюро по дизелям (1945).
  • 12 тракторостроителей удостоены звания Героя Социалистического труда.
  • 25 августа 2003 года — ООО «ЧТЗ — Уралтрак» награждёно Орденом Дружбы государства Вьетнам[22].
  • В декабре 2010 года продукция ЧТЗ — средний гусеничный трактор Т-13 и тяжелый колесный фронтальный погрузчик ПК-65 победили во Всероссийском конкурсе «100 лучших товаров России»[23].
  • В 2011 году несколько наград получила новинка ЧТЗ — бульдозер Б8. Он вошел в число двадцати лучших товаров Челябинской области, а в ноябре стал лауреатом конкурса «100 лучших товаров России»[24].
  • В 2011 году продукция ЧТЗ вошла в сотню лучших товаров Южного Урала, а Минэкономразвития присудило в отрасли «Тракторы и транспортные средства промышленного назначения».

Директора

  • Ловин Казимир Петрович (?) — нач. Тракторостроя
  • Сафразьян Леон Богданович (?) — нач. Тракторостроя
  • Ильичёв Василий Иванович (апрель 1931 — сентябрь 1932)
  • Ловин Казимир Петрович (1932—1934)
  • Брускин Александр Давидович (1934—1936)
  • Нестеровский Израиль Яковлевич (1936 — июль 1938)
  • Соломонович И.Д. (-1940-)
  • Зальцман Исаак Моисеевич (октябрь 1941 — февраль 1942)
  • Махонин Сергей Несторович (февраль — ноябрь 1942)
  • Горегляд Алексей Адамович (ноябрь 1942 — февраль 1943)
  • Длугач Моисей Абрамович (февраль — июнь 1943)
  • Зальцман Исаак Моисеевич (июнь 1943 — июль 1949)
  • Скачков Семён Андреевич (июль 1949 — апрель 1954)
  • Крицын Александр Ильич (1954—1961)
  • Зайченко Георгий Васильевич (1961—1979)
  • Ложченко Николай Родионович (1979—1995)
  • Поздеев Валерий Семёнович (ноябрь — декабрь 1995)
  • Кичеджи Василий Николаевич (декабрь 1995 — февраль 1998)
  • Платонов Валерий Михайлович (февраль 1998 — август 2011)
  • Млодик Семён Геннадьевич (август 2011 — октябрь 2012)
  • и. о. Голыгин Сергей Александрович (октябрь 2012 — ноябрь 2013)
  • Воропаев Виктор Викторович (ноябрь 2013 — июнь 2015)
  • Михель Евгений Валерьевич (июнь 2020 — июнь 2016)
  • и. о. Юматов Вячеслав Геннадьевич (с июня 2020 г.)

Примечания

  1. «Танкоград» // Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия / Гл. ред. М. М. Козлов. — 1985. — С. 707. — 832 с. — 500 000 экз.
  2. Челябинский тракторный завод // Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия / Гл. ред. М. М. Козлов. — 1985. — С. 779. — 832 с. — 500 000 экз.
  3. Меерович М. Г. Альберт Кан в истории советской индустриализации. Архивировано 30 января 2010 года.
  4. Ж-л «Эксперт» № 1 (687)/28 декабря 2009. Максим Рубченко (редактор отдела экономики). Ура, у них депрессия!
  5. Меерович М. Г.
    Архитектор в советской истории. Анатолий Фисенко и Альберт Кан // Проект-Байкал. — 2009. — № 20. — С. 156—161.
  6. С. Демидов, А. Хрусталев.
    Анатолий Степанович Фисенко // Архитектуры СССР. — 1982. — № 9. — С. 51.
  7. Фиста Т. В. Челябтракторострой
    — статья в электронной версии энциклопедии «Челябинск» (Челябинск: Энциклопедия / Сост.: В. С. Боже, В. А. Черноземцев. — Изд. испр. и доп. — Челябинск: Каменный пояс, 2001. — 1112 с.; ил. ISBN 5-88771-026-8).
  8. Шмакова. Н. П. Челябинск трактор плэнт
    — статья в электронной версии энциклопедии «Челябинск» (Челябинск: Энциклопедия / Сост.: В. С. Боже, В. А. Черноземцев. — Изд. испр. и доп. — Челябинск: Каменный пояс, 2001. — 1112 с.; ил. ISBN 5-88771-026-8).
  9. Шмакова. Н. П. Ловин Казимир Петрович
    — статья в электронной версии энциклопедии «Челябинск» (Челябинск: Энциклопедия / Сост.: В. С. Боже, В. А. Черноземцев. — Изд. испр. и доп. — Челябинск: Каменный пояс, 2001. — 1112 с.; ил. ISBN 5-88771-026-8).
  10. Шмакова Н. П. О ходе строительства Челябинского тракторного завода
    — статья в электронной версии энциклопедии «Челябинск» (Челябинск: Энциклопедия / Сост.: В. С. Боже, В. А. Черноземцев. — Изд. испр. и доп. — Челябинск: Каменный пояс, 2001. — 1112 с.; ил. ISBN 5-88771-026-8).
  11. 12
    Челябинский тракторный завод // Военный энциклопедический словарь / В 2 томах. Том 2. — Редкол.: А. П. Горкин, В. А. Золотарев, В. М. Карев и др. — М.: Большая Российская энциклопедия, «РИППОЛ КЛАССИК», 2001 г. 816 с. C. 741. ISBN 5-7905-0996-7
  12. [1], Архивированная копия (недоступная ссылка — история
    ). Проверено 4 марта 2011. Архивировано 11 ноября 2014 года. Кировский завод Наркомата танковой промышленности
  13. Комаров Л. С. Летопись Челябинского тракторного / Л. С. Комаров, Е. Г. Ховив, Н. И. Заржевский. — М., 1972
  14. Ерошкин А. С. Миллионный трактор ЧТЗ
    — статья в электронной версии энциклопедии «Челябинск» (Челябинск: Энциклопедия / Сост.: В. С. Боже, В. А. Черноземцев. — Изд. испр. и доп. — Челябинск: Каменный пояс, 2001. — 1112 с.; ил. ISBN 5-88771-026-8).
  15. Вторая жизнь рекордсмена — Челябинский Тракторный Завод (ЧТЗ)
  16. По итогам 2008 года «ЧТЗ-Уралтрак» увеличил производство спецтехники на 16,2 %
  17. «ИТАР-ТАСС Урал» — «УВЗ» победил в 2 номинациях премии «Итоги года Урала и Сибири-2011» Архивировано 25 июня 2020 года.
  18. «Накануне. Ру» — Семен Млодик — о ЧТЗ: Нам нужно развиваться step by step. И никакой штурмовщины
  19. ООО «ЧТЗ-Уралтрак» в январе-августе 2011 года увеличило экспорт техники в натуральном выражении на 36 %
  20. ЧТЗ возобновил приём работников
  21. Новый календарь ЧТЗ: занимательная арифметика : «Урал-пресс-информ», 07.02.2011
  22. История — Челябинский Тракторный Завод (ЧТЗ)
  23. Бульдозеры ЧТЗ — в числе ста лучших товаров России
  24. «ИТАР-ТАСС Урал» — Мини-бульдозер Б-8 Челябинского тракторного победил в конкурсе «100 лучших товаров России»

Лекция 14 Челябинский тракторный завод

История развития ЧТЗ

Судьба Челябинского тракторного завода неразрывно связана с историей страны. Возведённый в рекордно короткие сроки и ставший символом трудового энтузиазма первых пятилеток, ЧТЗ в 30-е годы XX века не имел аналогов ни в Европе, ни в Америке.

В годы Великой Отечественной войны трудовая доблесть тружеников Танкограда обеспечила техническое превосходство наших танков над боевыми машинами врага. Без челябинских тракторов невозможно представить послевоенное восстановление страны.

Уральские богатыри работали на всех крупнейших стройках. Мощные машины с эмблемой «ЧТЗ» можно встретить на всех континентах — от пустынь Африки до бескрайних снегов Антарктиды, и везде они с честью несут свою службу.

Крупнейший в мире

30-е годы XX века останутся в истории нашей страны как время беспрецедентного индустриального развития. Огромное значение для государства имело создание отечественного тракторостроения, флагманом которого стал ЧТЗ.

29 мая 1929 года СНК СССР принял постановление «О приступе к постройке тракторного завода на Урале». Местом для его возведения не случайно был избран Челябинск: угольные шахты Копейска могли обеспечить будущий завод-гигант дешёвым топливом, ЧГРЭС — необходимой энергией, а сооружавшийся невиданными темпами Магнитогорский металлургический комбинат — чугуном и коксом.

Расположение города на Транссибирской магистрали позволяло существенно снизить транспортные расходы при доставке тракторов в восточные районы страны.

В ноябре 1929 года приказ ВСНХ СССР утвердил: будущее предприятие должно стать первым в стране заводом по крупносерийному выпуску гусеничных тракторов и производить 40 тысяч машин в год. То есть в полтора раза больше, чем строившиеся Сталинградский и Харьковский заводы вместе взятые.

Генплан из Детройта

Уже к весне 1930 года в специально организованном в Ленинграде проектном бюро выполнили эскизный проект предприятия. Руководство страны понимало, что сооружение такого гиганта возможно только при использовании всего передового опыта, накопленного к тому времени в мировом тракторостроении.

С американской фирмой Caterpillar не удалось договориться об оказании технической помощи: требования выдвигались неприемлемые. Тогда советские представители создали в Детройте специальное проектное бюро «Челябинск трактор плэнт», где 40 советских и 12 американских специалистов совместно работали над генеральным планом ЧТЗ.

Учитывая последние достижения в области тракторостроения, в первоначальный эскизный проект внесли значительные изменения. Решено было создать три корпуса — механический, литейный и кузнечный — вместо 20 отдельных цехов.

Другое важное новшество — замена железобетонных опорных конструкций зданий металлическими, благодаря чему расширялись пролёты в корпусах, что, в свою очередь, позволяло при необходимости менять объекты производства.

Именно это дало возможность заводу в начале Великой Отечественной войны в кратчайшие сроки перейти на выпуск танков и полностью подтвердило правильность принятых решений.

7 июня 1930 года генеральный план ЧТЗ был готов. А уже 10 августа в Челябинске в торжественной обстановке заложили литейный, кузнечный и механосборочный цехи.

Тракторострой начинается

Первые строители ЧТЗ столкнулись с большими трудностями — отсутствием техники, жилья и квалифицированной медицинской помощи.

Обеспеченность кадрами в 1929 — 1930 годах — всего 60 процентов, нехватка стройматериалов, недостаточное финансирование, отсюда — большая текучесть. Так, в 1930-м на «Челябтракторострой» прибыли 43 тысячи работников, нок концу года 38 тысяч уехали.

30 апреля 1931 года ЦК ВКП(б) принял постановление «О ходе строительства ЧТЗ». Были намечены меры по обеспечению стройки кадрами и стройматериалами.

В постановлении особо отмечалось, что работа всех партийных, советских и профсоюзных организаций Урала будет оцениваться «…по степени их активного содействия успешному окончанию строительства и пуска ЧТЗ».

11 мая 1931 года руководители «Челябтракторостроя» во главе с К.П. Ловиным были приняты И.В. Сталиным, который заявил, что «…ЦК ВКП(б) ни в коем случае не допустит срыва строительства мирового гиганта».

На промплощадке ЧТЗ развернулось движение за ускоренные темпы работ. Если в 1931 году ударники на стройке составляли 57 процентов от общего числа рабочих, то в канун пуска завода — почти 90. Высокие темпы строительства позволили уже к 1932 году перейти к развёрнутому монтажу производственного оборудования.

В оснащении ЧТЗ принимали участие 307 фирм Германии, США, Франции и Англии. Более 120 заводов СССР изготовляли станки и механизмы. Только в Ленинграде над его заказами трудились рабочие 52 предприятий.

Удельный вес отечественного оборудования составлял более 40 процентов. «За пуск ЧТЗ отвечает весь рабочий класс СССР!» — под таким девизом развернулось всесоюзное соревнование за досрочное выполнение заказов для завода.

Первые машины

15 мая 1933 года в 15 часов 40 минут под ликующие возгласы первый собранный на конвейере ЧТЗ трактор С-60 выехал из ворот механосборочного корпуса. До конца месяца намечали собрать 12 тракторов, но комсомольцы завода вышли с почином сделать свой, 13-й трактор и слово сдержали.

1 июня 1933 года состоялся торжественный пуск Челябинского тракторного завода имени Сталина.

Сделанное всего за три года потрясало воображение. Голое поле превратилось в растущий город.

Там, где ещё недавно была непролазная грязь, стояли огромные цеха, кирпичные дома. В заводском микрорайоне были построены асфальтированные дороги, фабрика-кухня, кинотеатр, клуб, учебный комбинат.

В мае 1937 года в Париже открылась Международная выставка «Искусство и техника современной жизни». Представленные в советском павильоне тракторы ЧТЗ С-60 и дизельный С-65 были удостоены «Гран-при» — высшей награды выставки.

Особенно поразило западных специалистов, что такие передовые в техническом отношении машины были изготовлены на заводе, который вступил в строй всего четыре года назад.

30 марта 1940 года с конвейера сошёл 100-тысячный трактор марки «ЧТЗ».

А завтра была война…

Ещё в начале 1940 года заводу было поручено приступить к освоению производства тяжёлых танков «КВ», разработанных на ленинградском Кировском заводе. Все подготовительные работы тогда были выполнены, и 31 декабря 1940 года на ЧТЗ собрали первый танк. До начала войны удалось сделать 25 машин «КВ-1».

Уже с 1 июля 1941 года цехи и участки завода, занятые изготовлением деталей для «КВ», перешли на работу в две смены по 11 часов. Все очередные и дополнительные отпуска были отменены.

Если с начала года до 1 июля 1941 года удельный вес военной продукции в производственной программе ЧТЗ составлял только 13,1 процента, то к 1 октября он вырос уже до 42,8, а с октября 1941 года поднялся до 92,7 процента. Заводу предстояло осваивать крупносерийное производство танков и танковых двигателей.

6 октября 1941 года приказом народного комиссара танковой промышленности СССР Челябинский тракторный завод имени Сталина был переименован в Кировский завод Наркомтанкопрома в г. Челябинске.

В сентябре — октябре 1941 года началась эвакуация в Челябинск двух огромных предприятий — Кировского завода из Ленинграда и Харьковского дизель-моторного завода № 75 с Украины.

Ни в отечественной, ни в мировой практике не было прецедентов, когда такие гиганты с многотысячными коллективами в считанные дни «снимали с фундамента», грузили в эшелоны, а через короткое время практически с колёс запускали производство за тысячи километров, в другом конце страны.

К январю 1942 года на ЧТЗ прибыли 29 850 человек. 8 тысяч из них были размещены в городе, 17 тысяч — в заводских домах, 3800 человек — на эвакопунктах: в ФЗУ, заводском клубе и школе № 52 (ныне № 48).

Трудно представить, как люди выдержали зиму 42-го. В холодных бараках спали на голых досках. В заводском соцгороде прошло уже шестое (!) уплотнение.

Не хватало столовых, парикмахерских, и баня не справлялась с таким количеством людей. Условия жизни были неимоверно тяжёлыми. Но бытовые проблемы в те дни отходили на второй план. Главной заботой всех, кто трудился на заводе, были танки. Фронт требовал: «Дайте танки! Скорее! Немедленно!»

В течение 1941 года выпуск тяжёлых танков «КВ» увеличился в 5,5 раза. Это было достигнуто за счёт роста среднемесячной выработки на одного рабочего, поскольку даже после прибытия в Челябинск специалистов из Ленинграда и Харькова рабочих рук катастрофически не хватало.

В соответствии с планом на I квартал 1942 года в цехах должно было трудиться около 40 тысяч человек, а реально их насчитывалось чуть больше 27 тысяч. Чтобы восполнить кадровый дефицит, на завод привлекались женщины и дети-подростки.

В середине ноября 1941 года специальным постановлением Государственного Комитета Обороны (ГКО) на предприятии прекратили производство тракторов, артиллерийских тягачей, снарядов, мин и авиабомб. Отныне все цехи, тысячи людей, оборудование должны были переключиться только на выпуск тяжёлтанков. Рождался легендарный Танкоград.

Всё для «тридцатьчетвёрки»

4 июля 1942 года Кировскому заводу в Челябинске было поручено чрезвычайно срочное задание: одновременно с выпуском тяжёлых танков «КВ» организовать массовое производство средних танков Т-34.

Производственные мощности не расширились. На том же оборудовании, в тех же цехах предстояло делать две совершенно разные боевые машины.

С августа 1942 года ежемесячный выпуск «КВ» был определён в количестве 150 штук, а производство Т-34 должно было постоянно расти: 100 штук в августе, 300 — в сентябре, а в октябре — уже 350.

Завод как бы делился на два независимых производства. Здесь должны были появиться самостоятельные цехи для выпуска тяжёлых машин и отдельно для средних танков, а в некоторых цехах предстояло организовать смешанное производство.

История не знала таких примеров, чтобы в течение всего одного месяца весь производственный цикл предприятия перестроили на новую машину. Считалось, что это технически невозможно, но танкоградцам предстояло это сделать.

В считанные дни нужно было установить 1200 станков и около 700 переместить из цеха в цех. Требовалось спроектировать и изготовить несколько тысяч наименований штампов, моделей, приспособлений, инструментов, обучить тысячи людей работе над новой машиной.

Уже 22 июля 1942 года конструкторы выдали рабочие чертежи деталей «тридцатьчетвёрки», а через четыре дня каждый цех получил конкретные задания по номенклатуре деталей.

22 августа 1942 года из сборочного корпуса вышла первая челябинская «тридцатьчетвёрка»!

«ИСы» в серию — досрочно!

В середине сентября 1943 года Государственный Комитет Обороны ставит перед заводом задачу: не снижая достигнутого объёма сборки боевых машин, наладить производство совершенно новых тяжёлых танков «ИС».

В этих машинах, разработанных в КБ Танкограда, было сконцентрировано всё передовое, созданное в отечественном танкостроении, гармонично сочетались броня, скорость и вооружение.

«ИСы» были почти на 10 тонн легче немецких тяжёлых танков, имея при этом более толстую броню и более мощную пушку, обладали лучшей проходимостью, манёвренностью, были лучше приспособлены к полевому ремонту.

Без остановки производства на заводе провели реконструкцию многих цехов, организовав новые участки и линии. Более 600 инженеров и техников вели разработку технологии новой машины, люди практически не покидали своих мест.

И невозможное вновь стало возможным: в ночь на 31 октября 1943 года досрочно начался серийный выпуск танков «ИС».

В августе 1944 года на ЧТЗ впервые в мире был пущен конвейер по сборке тяжёлых танков!

Немецкое командование запрещало своим танкистам вступать с нашими «ИСами» в открытый бой. Уральские машины выиграли в поединке с танками фашистской Германии благодаря смелой мысли конструкторов, самоотверженному труду рабочих, инженерному мастерству технологов Танкограда.

Их героическими усилиями завод в кратчайшие сроки достиг невиданных темпов производства. За годы войны в Челябинске выпустили тринадцать моделей танков и самоходных артиллерийских установок.

Всего было изготовлено 18 000 боевых машин, 48 500 танковых двигателей, 85 000 комплектов топливной аппаратуры, 17,5 миллиона заготовок боеприпасов, выполнено множество других оборонных заказов.

Второе рождение

О мирной продукции в Танкограде задумались ещё в 1943 году. На фронтах шли упорные бои, а в Челябинске группа конструкторов по своей инициативе уже прорабатывала концепцию перспективной машины.

15 мая 1944 года приказом № 320 наркома танковой промышленности заводу официально поручили разработку сельхозтрактора мощностью 80 лошадиных сил.

Первый послевоенный трактор С-80 собрали на ЧТЗ в январе 1946 года. Перевод танкового завода на производство тракторов вновь потребовал серьёзной реконструкции предприятия.

ЧТЗ должен был обеспечить ежегодную поставку народному хозяйству страны более 10 тысяч машин С-80. Уже к концу 1948 года с главного конвейера завода стали сходить 20 — 25 тракторов в сутки.

Начались поставки челябинских машин за рубеж. В 1949 году в Польшу, Чехословакию и другие страны были отгружены первые 194 трактора.

К середине 50-х годов техника ЧТЗ продавалась во все страны социалистического лагеря, а также в Финляндию, Швецию, Австрию, Индию, Бирму, Сирию, Египет, Афганистан, Бразилию.

30 апреля 1956 года собран первый образец не имеющего мировых аналогов дизель-электрического трактора ДЭТ-250. 1 мая он был показан на площади Революции во время праздничной демонстрации в Челябинске. Модернизированный ДЭТ выпускается и поныне, в своём классе он был и остаётся самым скоростным бульдозером в мире.

В конце 60-х — начале 80-х годов Челябинский тракторный пережил второе рождение: проводилась масштабная коренная реконструкция для постановки на производство нового семейства перспективных промышленных тракторов типа Т-130.

Возводились новые корпуса, в цехах монтировались высокопроизводительные автоматические линии, позволившие существенно нарастить объёмы выпускаемой продукции.

В 1984 году был собран миллионный трактор марки «ЧТЗ». Пик выпуска промышленных тракторов достигнут в 1988 году — с конвейера сошли 31 700 машин.

Испытание рынком

Новое время, отсчёт которому пошёл после перестройки, объявленной в 1985 году, поставило перед ЧТЗ задачи, которые ему ещё не приходилось решать. Речь шла о том, сумеет ли завод выжить в рыночных реалиях.

В конце 80-х предприятие пережило конверсию, было полностью свёрнуто танковое производство. Освоение выпуска мини-тракторов и товаров народного потребления не могло компенсировать утраченные объёмы.

Распался СССР, в России начались рыночные реформы. В 1992 году государственное предприятие «Производственное объединение «ЧТЗ им. В.И. Ленина» преобразуется в акционерное общество.

Но надежды тракторостроителей на скорое процветание не сбылись. Резкое сокращение производства у традиционных потребителей, работающих в мелиорации, строительной, добывающей и других отраслях народного хозяйства, привело к обвальному падению выпуска тракторов.

И не только на ЧТЗ: трудные годы переживало всё отечественное машиностроение. Кризис середины 90-х для тракторного гиганта обернулся банкротством, под вопросом оказалось само его существование.

Приход на предприятие команды менеджеров под руководством конкурсного управляющего, а ныне генерального директора Валерия Платонова (на снимке) без преувеличения стал новой точкой отсчёта в истории Челябинского тракторного.

За несколько лет проделана огромная работа по возрождению ЧТЗ. Команде В. Платонова удалось не только сохранить легендарный завод, не разрушить целостность производственного комплекса, но и реально организовать эффективный бизнес, создать условия для динамичного развития уже нового предприятия — ООО «ЧТЗ-Уралтрак».

Снова на подъёме

За последние несколько лет разработан целый ряд новых моделей и модификаций инженерных машин марки «ЧТЗ». Заводские конструкторы и маркетологи стараются оперативно реагировать на меняющиеся запросы рынка.

Начат серийный выпуск тракторов Б-10М2 с модульным борт редуктором и гидромеханической трансмиссией, что существенно облегчает управление машиной и повышает её производительность.

Такими же достоинствами обладает и новый, более мощный бульдозер Б-12, пользующийся большим спросом у потребителей. Создан трактор Б-11 с современным, авангардным дизайном, улучшенной эргономикой кабины и облицовкой из композитных материалов.

На заводе мощных тракторов наряду с проверенной временем моделью ДЭТ-250 выпускается новый дизель-электрический бульдозер ДЭТ-320, а также самоходный ремонтный модуль на базе малогабаритного трактора «Уралец».

Построен и успешно испытан опытный образец трактора ДЭТ-400. Такой бульдозер не боится влаги, пыли, может служить передвижной электростанцией и даже работать от розетки.

Мощный ДЭТ-400, не имеющий мировых аналогов в своём классе, открывает новый этап в истории челябинских дизель-электрических тракторов.

Активно развивается на ЧТЗ начатое два года назад производство колёсных машин — фронтальных погрузчиков семейства Proffi. За это время создано три модели погрузчиков, не уступающих зарубежным аналогам, — ПК-30, ПК-46 и ПК-65. Две из них уже выпускаются серийно.

На моторном заводе растёт выпуск дизелей для бронетанковой техники. Контракт Уралвагонзавода с Индией на поставку 310 танков Т-90 был заключён только благодаря созданному на ЧТЗ 1000-сильному двигателю В-92.

Готовятся к серийному производству разработанные конструкторами завода новые шести- и четырёхцилиндровые дизели для челябинских и нижнетагильских тракторов. По своим характеристикам они будут соответствовать уровню Евро-3 и Евро-4.

В 2008 году ЧТЗ приобрёл Ишимбайский , выпускающий гусеничные транспортёры, создал дочернее предприятие на омском «Трансмаше».

Сегодня ЧТЗ-Уралтрак не столько тракторный завод, сколько промышленное объединение по производству широкой гаммы дорожно-строительной техники, двигателей, запасных частей и другой высокотехнологичной продукции.

Впервые в новейшей истории началось техническое перевооружение производства, внедрение гибких технологий, приобретается новое, современное оборудование.

В состав имущественного комплекса ЧТЗ входят 160 предприятий, в том числе более 40 дочерних обществ, работающих в едином технологическом цикле с головной компанией. Всего здесь трудится более 20 тысяч человек.

За последние три года комплекс предприятий ЧТЗ демонстрирует устойчивую динамику роста: объём реализации продукции увеличился более чем вдвое.

Стабильное увеличение объёмов и, как следствие, улучшение финансового состояния ЧТЗ обеспечили в 2007-м двукратный рост налоговых выплат в бюджеты всех уровней: 1,9 миллиарда рублей.

ЧТЗ снова поставляет технику в дальнее зарубежье, включая страны Восточной Европы, Индию, Вьетнам, Индонезию, Монголию, Арабские Эмираты и другие.

Тракторостроители сумели вернуть свою продукцию во все республики бывшего Союза: Министерство экономического развития РФ назвало ЧТЗ победителем конкурса в номинации «Лучший экспортёр России в страны СНГ». На предприятии не сомневаются, что сумеют сохранить динамику роста и в 2008 году.

1 июня 2008-го Челябинский тракторный отметил своё 75-летие. Юбилейный год его коллектив встретил с хорошими результатами, чёткими перспективами и уверенностью, что современное поколение тракторостроителей будет достойным славного имени ЧТЗ.

На главную В начало страницы

Ссылки на видео:

1. ЧТЗ, страницы развития.mpg

2. Старые и новые трактора завода ЧТЗ.wmv

3. Оборонное направление ЧТЗ.mpg

Литература

  • Челябинский тракторный завод // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  • Ермолов А. Ю.
    Государственное управление военной промышленностью в 1940-е годы: танковая промышленность. СПб. : Алетейя, 2013. — 408 с.
  • Зальцман И., Эдельгауз Г.
    Вспоминая уроки Танкограда // Коммунист. 1984. № 16. С. 76—87.
  • Заржевский Н. И., Бердников С. Ф.
    Челябинский тракторный завод. Челябинск : Книжное издательство, 1962. — 120 с.
  • Красильщик З.
    В борьбе за Челябинский тракторный завод. Свердловск ; М. : Уралоблотдел, 1931. — 91 с.
  • Ловин К. П.
    Челябинский тракторный завод. Челябинск, 1933. — 19 с.
  • Малева Н.
    Испытание банкротством перенес Челябинский тракторный завод и доказал свою жизнеспособность : [эксперимент с публичной ликвидацией завода провалился] // Российская газета. 1999. 17 сентября. — (Российская газета на Южном Урале).
  • Объявлен банкротом // Труд. 1998. 1 декабря. С. 2.
  • Самуэльсон Л.
    Танкоград: секреты русского тыла, 1917—1953. М. : РОССПЭН, 2010. — 375 с.
  • Сергийчук В.
    Танковый король России. Киев : Ничлава, 2005. — 236 с.
  • Сушков А. В.
    Дело «танкового короля» Исаака Зальцмана. Екатеринбург : УрО РАН, 2020. — 300 с.
  • Усольцев А.
    Бастует Челябинский тракторный // Российская газета. 1997. 28 февраля. С. 15. — (Российская газета на Южном Урале).
  • Устьянцев С. В.
    Элита российской индустрии: Челябинский тракторный завод. Екатеринбург : Независимый институт истории материальной культуры, 2008. — 245 с.
  • Челябинский тракторный завод в годы Великой Отечественной войны : рекомендованный указатель литературы. Челябинск : Б. и., 1980. — 12 с.
  • Челябинский тракторный завод им. тов. Сталина. Челябинск : Челябтракторстрой, 1930. — 96 с.
  • Шубарина Л. В.
    Оборонно-промышленный комплекс на Урале: региональный опыт развития, 1945–1965 гг. Челябинск : Уральская Академия, 2011. — 280 с.

Челябинские трактора ЧТЗ — модели их технические характеристики

Челябинский тракторный завод разрабатывает и производит промышленные тракторы и моторы к ним. Производителем решаются сложные задачи по конструированию, испытанию и постановке на серийное изготовление новой техники. Челябинский завод промышленных тракторов занимает лидирующие позиции на рынке России и стран СНГ по производству гусеничных тракторов, бульдозеров и трубоукладчиков.

Модельный ряд челябинских тракторов

В 1933 году была выпущена первая челябинская техника. Это трактора ЧТЗ Сталинец (С-60) на гусеничном ходу, с мощностью 60 л. с., для заправки которых использовалось лигроиновое топливо. Тягач Сталицец-2 (С-65) имел мощность в 105 л. с. Послевоенный Сталинец -80 был оборудован кабиной закрытого типа.

Модели ЧТС тракторов:

  • Т-100 («сотка») и Т-100М (относятся к 10 классу) с мощностью 108 л. с.;
  • ДЭТ-250 (относятся к 25 классу). Дизельно-электрические модели с мощностью 310 л. с.;
  • Т-800 – самый большой трактор ЧТЗ с высокой производительностью (мощность 800 л. с.);
  • Колёсно-гусеничный мини-трактор «Уралец» с мощностью 12 л. с.

Трактора ЧТЗ последнего поколения постоянно модернизовались.

Наряду с серийною продукцией с 2004 года завод начал выпуск бульдозерно-рыхлительных машин:

  • Б12 с мощностью 215 л. с., весом 24 тонны, в 15 тяговому классу;
  • ДЭТ-320 с мощностью 350 л. с., весом 45 тонн, в 25 тяговом классе.

Также Челябинским тракторным заводом выпускаются силовые установки и запчасти к выпускаемой продукции.

Трактор ЧТЗ-100

Выпуск машины датируется 1963 годом. Трактор применялся в строительной и дорожной сфере. Мощный гусеничный агрегат находится в 6 тяговом классе.

Трактор с кабиной закрытого типа, которая отапливается и вентилируется. Внутри удобное водительское сиденье и рычаги управления агрегатом.

Технические характеристики:

  • Четырёхцилиндровый дизельный мотор с мощностью 108 л. с.;
  • Рабочий объём двигателя – 15,5 литров;
  • ВОМ – 1070 оборотов/минуту;
  • Наличие вспомогательного мотора на бензине П-23 с электростартером;
  • Наличие системы холодного старта мотора;
  • Вместительность топливного бака – 235 литров;
  • Трёхходовая коробка передач реверсивного типа;
  • Максимальная скорость вперёд/назад – 10/7,5 км/ч;
  • Ширина колеи – 188 сантиметров;
  • Клиренс – 33 сантиметра;
  • Вес агрегата – 11000 килограмм.

Трактор Т-100 был представлен в нескольких модификациях. Каждая последующая с конструктивными доработками, расширяющими функциональность агрегатов.

«Сотка» выпускалась в семи вариантах:

  • Т-100 МГС. Машина для сельского хозяйства с полноценной навеской с гидравлическим креплением;
  • Т-100 МГП. Установили жёсткую заднюю сцепку и переднюю гидравлическую навеску;
  • Т-100 Б. С увеличенной шириной гусеничного полотна для заболоченных и труднопроходимых местностей;
  • Т-100 БГ. Агрегат с большей функциональностью;
  • Т-100 Т. Применялся в качестве трубоукладчика;
  • Т-100 МГП-1. Была удалена кабина, что значительно снизило вес трактора;
  • Т-100 МЗГП. С усовершенствованным поворотным механизмом. На машину установили сервоприводы.

Преимущества модели Т-100 в неплохих показателях мощности, отличной проходимости, надёжности, возможности монтирования с 14 видами навесов.

Внешние ссылки

  • Официальный сайт «ЧТЗ-Уралтрак»
  • «Железный поток. Битва заводов» — документальный фильм 2020 г. режиссера О. Витвицкого на телеканале «Россия-Культура».
  • ЧТЗ вошёл в строй действующих предприятий союза. Журнал «За рулём» 11-12 1933 г.
  • На рубеже Европы и Азии начал работу самый большой в мире тракторный 13-1933 г.
  • «Санкции лишили ЧТЗ спасительного инвестпроекта с Caterpillar»
Тракторостроительные предприятия СССР
  • Алтайский тракторный завод
  • Владимирский тракторный завод
  • Волгоградский тракторный завод
  • Кировский завод
  • Кишинёвский тракторный завод
  • Липецкий тракторный завод
  • Минский тракторный завод
  • Онежский тракторный завод
  • Павлодарский тракторный завод
  • Ташкентский тракторный завод
  • Харьковский тракторный завод
  • Чебоксарский завод промышленных тракторов
  • Челябинский тракторный завод
  • Южный машиностроительный завод

Бульдозер ЧТЗ Т 800

Выпущенный Челябинским тракторным заводом, бульдозер Т-800 выполняет функции бульдозера и рыхлителя. Машина имеет гусеничный ход, большую массу, а основу ее составляет трактор. Второе название машины – Т-75.01. Т-800 ЧТЗ – самая габаритная и производительная европейская машина, благодаря чему она смогла попасть в Книгу рекордов Гиннеса. Мотор машины также стоит отдельного внимания. Сила тяги техники – 75 тонн, поэтому относится она к 75 тяговому классу.

Бульдозер Т 800

Начало производства бульдозера Т-800 приходится на 1983 год. Причиной его появления стала необходимость выполнения больших объемов работ в сжатые сроки. Основными областями применения на тот момент являлись мелиоративные работы, строительство дорог и горное дело. Однако бульдозер приспособлен к работе в особо тяжелых условиях – например, для работы с мерзлыми и скальными грунтами.

Вернуться к навигации

Гидравлическая система

В нейтральном положении рычага шестеренчатые насосы, входящие в состав системы, освобождаются от любой нагрузки. Для правильной работы навесного оборудования предусмотрены отдельные селекторы, с помощью которых оператор управляет оборудованием. Тип системы – раздельно-агрегатный, двухкаскадный.

Вернуться к навигации

Цена

Цена новой машины составляет примерно 4,5-6,5 млн. рублей. Б/у модель бульдозера обойдется в 2-3,5 млн. рублей.

Арендовать на час можно примерно за 1200 р.

Вернуться к навигации

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]