ДЭТ-250

Бульдозер ДЭТ-250 – легендарная машина, которая выпускается на Челябинском заводе с 1961 года. Аббревиатура ДЭТ обозначает дизельно-электрический трактор. А цифра 250 означает его принадлежность к тяговому классу 250 кН. Это многоцелевой трактор, обладающий повышенной проходимостью и рядом революционных (для своего времени) конструкторских решений. О достойных эксплуатационных характеристиках трактора более чем красноречиво свидетельствует тот факт, что он выпускается до сих пор.

Сфера востребованности трактора

Значительные габариты и гусеничный ход не рассчитаны на использование трактора в масштабах города. Основная сфера применения — отрасли промышленности, которые потребуют оборудование с повышенными силовыми характеристиками двигателя. Трактор используется в горнодобывающей, нефтегазовой промышленности. Без него не обходится строительство железных дорог, шоссе, гидротехнических сооружений.

Область использования ДЭТ 250 зависит от навесного оборудования. Оно крепится в задней части агрегата. Бульдозер эксплуатируется с землеройным, бурильным, траншейным оснащением. С помощью рыхлительной установки на стадии подготовительных работ выполняется рыхление каменистых, скальных и мерзлых грунтов. Благодаря гусеничному движителю трактор оказывает малое давление на грунт и может быть использован в труднодоступных местах, вплоть до болот.

Особенности трактора

Уникальность техники в электромеханической трансмиссии. Это первая модель с таким технологическим решением. По сравнению с гидромеханической, электрическая трансмиссия дает возможность работать в условиях низких температур. К недостаткам относится большой вес, который требует для работы установки мощного двигателя и сложной системы охлаждения. Поэтому первые трактора были грузными и напоминали мощный танк.

Сравнения с военной техникой неслучайно. На бульдозере ДЭТ-250 установлен модернизированный дизельный двигатель танка, в системе охлаждения задействована энергия выхлопных газов.

На смену трактору ДЭТ-250 в 2002 году пришел ДЭТ-320. Его отличает усиленная ходовая часть, жидкостная система охлаждения и усовершенствованная кабина оператора.

ДЭТ-250

ДЭТ-250М2
Проект, г1957
Выпускался, гг.1957 — 2015
Назначениепромышленный (бульдозер, генератор, тягач)
Тип движителягусеничный
Тяговый класс, тс(25)
Полная масса, т32,3
Расположение
Кабинасреднее (герметичная, вентилируемая)
Двигательпереднее
Основные размеры
Длина, мм6620
Ширина, мм3180
Высота, мм3215
Двигатель
Обозначение по ГОСТ12Ч15/18
Марка двигателяВ-31М2
Мощность, л.с. (кВт)323 (238)
Трансмиссия
Тип трансмиссииэлектромеханическая
Подвеска и управление
Тип подвескиэластичная
Способ управления поворотомнезависимым приводом гусениц
Тормозатрансмиссионные
Оборудование
Гидрооборудованиедва передних и два задних цилиндра, масляный насос, четырехклапанный распределитель
Пневмооборудованиенет
Электрооборудованиетяговый генератор: ГПА-222 (222 кВт), тяговый электродвигатель ЭДП-196 (196 кВт), управление по системе Вард-Леонарда
Медиафайлы на Викискладе

ДЭТ-250М2

— марка трактора, выпускаемого Челябинским тракторным заводом. Аббревиатура ДЭТ-250 означает
Д
изель-
Э
лектрический
Т
рактор тягового класса
250
. Первый в СССР трактор с электрической трансмиссией. Первый в СССР энергонасыщенный промышленный трактор.

Трактор предназначен для работы бульдозером и рыхлителем (в едином бульдозерно-рыхлительном агрегате). Кроме того, трактор может нести оборудование ямобура, буро-крановой машины (для установки железобетонных опор ЛЭП), траншейного экскаватора. Электрическая трансмиссия, состоящая из коллекторного генератора смешанного возбуждения и коллекторного двигателя независимого возбуждения, обеспечивает хорошие тяговые характеристики, высокую скорость при малых нагрузках и упрощает процесс управления трактором. Дизель трактора, вращающий тяговый генератор — 12-цилиндровый V-образный, модели В-31М2 (развитие танкового двигателя В-2), мощностью 323 лошадиные силы.

К особенностям трактора относится эжекционное охлаждение двигателя (используется энергия выхлопных газов). Это решение также позаимствовано у танков.

По сравнению с другими советскими тракторами ДЭТ-250М2 отличается повышенным комфортом рабочего места машиниста.

Трактор используется также на железных дорогах для работы в восстановительных поездах.

Впервые был показан широкой публике на демонстрации трудящихся 1 мая 1957 года, пройдя по улицам Челябинска в колонне работников ЧТЗ.

Является единственным в мире (наряду с ДЭТ-320 и ДЭТ-400) трактором с электромеханической трансмиссией. Это объясняется тем, что производители тракторов в США и Японии уже в 1950-е годы отдавали предпочтение гидромеханической трансмиссии. В то же время, применение механической трансмиссии для трактора мощностью 200 л.с. и выше было признано нецелесообразным. Поэтому пришлось применять на тракторе электромеханическую трансмиссию, что обусловило ряд особенностей трактора: слишком большую массу (31 тонна против 42 тонн у трактора Т-330 аналогичного тягового класса, но с гидромеханической трансмиссией), низкий КПД, необходимость применения сложной системы охлаждения электрических машин. В то же время, при эксплуатации трактора в холодных климатических зонах России электромеханическая трансмиссия имеет преимущества перед гидромеханической.

До появления трактора Т-330 трактор ДЭТ-250 был единственным в СССР тяжелым промышленным трактором. Широко применялся на крупных советских стройках.

Две основных электромашины трактора — силовой генератор и тяговый электродвигатель (ТЭД), обе машины коллекторные. Также на генераторе установлен возбудитель. Генератор приводится от дизеля через одноступенчатый цилиндрический редуктор, двигатель приводит ведущие колёса через главный редуктор, планетарные механизмы поворота и бортовые редукторы. Основное возбуждение на генератор подаётся от батареи через реостат, связанный с педалью газа. Возбудитель служит для усиления возбуждения ТЭД при больших нагрузках: в обмотку возбудителя отводится часть тока тягового двигателя, но встречно ему включена часть аккумуляторной батареи напряжением 6-7 вольт, также последовательно в эту цепь возбуждения возбудителя включен диод. Если напряжение батареи больше напряжения, создаваемой тяговым током, то результирующее напряжение меньше нуля и диод закрыт, тока в обмотке возбудителя нет. Если тяговый ток более 340 А, то создаваемое им падение напряжения больше 7 В, диод открывается, появляется ток возбуждения возбудителя и выработанный возбудителем ток подаётся в специальную обмотку возбуждения ТЭД, поток которой действует согласно с потоком основной обмотки. Результирующий поток Ф растёт и согласно формуле M = СФI растёт крутящий момент двигателя.

Основные характеристики

Основные технические характеристики ДЭТ-250 приведены в таблице.

ДвигательМаркаЯМЗ – 7511
Мощность двигателял. с.350
Принадлежность к тяговому классу25
Вес с навесным оборудованиемт46
Габариты, мДлинаБолее 9
ШиринаБолее 4
ВысотаБолее 3
Силовая установкаДизель-модельB-31M2
Тип двигателяЧетырехтактный дизель
Номинальная частота оборотов коленвалаОб/мин1400
Объем двигателял38,88
Количество скоростейВперед2
Назад2
Силовой генераторМаркаГИ-160-6
Частота вращения генератора, махОб/мин2550
Скорость движенияМаксимальная, км/час15,2
Рабочая, км/час1,2

Технические характеристики

Как уже говорилось, для 60-х годов характеристики трактора ДЭТ-250 считались очень достойными. На бульдозер устанавливался 12-цилиндровый мотор мощность в 300 лошадиных сил. 4-тактный агрегат имел объем в 38,9 литра и нераздельную камеру сгорания. Столь крупный двигатель расходовал порядка 45 литров топлива за час работы на максимальной мощности. Емкость топливного бака составляла 700 литров. Турбонаддувом мотор не оснащался.

Бульдозер ДЭТ-250 был первым образцом специальной техники, произведенной в СССР, которая получила электронную трансмиссию. Благодаря этому технологическому решению появилась возможность беспрепятственно эксплуатировать трактор в холодных регионах государства. Вместе с тем электронная трансмиссия имела ряд недостатков. Во-первых, с ней машина стала гораздо тяжелее, чем аналогичные по мощности конкуренты, оборудованные гидромеханической трансмиссией. Во-вторых, бульдозеру потребовалась более изощренная система охлаждения. Ну и в-третьих, большой вес повлек за собой необходимость в использовании более мощного агрегата. Как следствие – повышенные затраты на топливо и невозможность использовать весь потенциал мощного двигателя.

Интересно отметить, что первые образцы бульдозера ДЭТ-250 скорее напоминали танк, нежели сельскохозяйственную машину. Конечно же, это лишь внешнее впечатление. В действительности от танка трактору досталось всего несколько систем, в частности, эжекционное охлаждение двигателя с помощь энергии отработанных газов.

Технические характеристики ДЭТ-250:

  1. Габариты: 6,62/3,18/3,21 м.
  2. Гусеничная база – 4,44 м.
  3. Ширина колеи – 2,45 м.
  4. Дорожный просвет – 430 мм.
  5. Масса – 32,3 т.
  6. Удельное давление на почву – 0,56 кг/см2.
  7. Тяговое усилие – 25 т.
  8. Максимальная скорость: 3 км/ч передним ходом и 19 км/ч задним ходом.

Особенности устройства кабины

Кабина трактора ДЭТ-250 на момент начала производства считалась очень удобной. Она оптимально утеплена, отапливается, хорошо освещена за счет качественного остекления, защищена от шума и пыли. Удобство управления транспортом обеспечивается следующими техническими решениями:

  • место для водителя находится справа;
  • в конструкции предусмотрена регулировка сидения по высоте;
  • за счет рессор уменьшены колебания, при помощи эластичной подвески обеспечивается плавный ход;
  • датчики управления разнесены в разные части приборной доски, это защищает оператора от случайных действий;
  • металлический корпус гарантирует безопасность водителя;
  • трактор не имеет руля, управление выполняется с помощью рычагов.

Но, по меркам настоящего времени, кабину трактора ДЭТ-250 удобной не назовешь. Полностью отсутствует система кондиционирования, установлен только вентилятор, проветривание создается форточкой.

Видео по теме: ДЭТ-250 с двигателем ЯМЗ 240

Публикации по теме

Кабина

По сравнению с другими тракторами советского производства ДЭТ-250 отличается повышенным уровнем комфорта кабины. Все версии машины имели двухместную кабину цельнометаллического типа с повышенным уровнем комфортности. Рессоры, на которые она устанавливалась, нивелировали большую часть колебаний, возникающих при работе бульдозера. В салоне был автономный отопитель, который неплохо прогревал внутреннее пространство даже при экстремально низких температурах наружного воздуха. А в жаркую погоду на помощь оператору приходил вентилятор, который входил в базовую комплектацию бульдозера.

Приборная панель в кабине располагалась достаточно удобно, чтобы оператор без труда мог отслеживать важнейшие показатели. А органы управления были сгруппированы и разнесены по секторам, чтобы не путать оператора. Кабина была полностью заизолирована от шума и пыли, что очень важно, учитывая специфику применения бульдозера. При желании клиента производитель мог дополнительно утеплить салон. Вообще, трактор мог работать в диапазоне температур от -40 до +40 градусов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]