Низкопольные автобусы в России
К. Ушанов, фото автора
Чем ниже – тем лучше. В пределах разумного
Первым низкопольным автобусом, прошедшим через отдел испытаний РИА «Россбизнес», издающего журналы «Основные Средства» и «Грузовик Пресс», были машины автобусного филиала Минского автозавода (АМАЗ), причем сразу низкопольный 15-метровый трехосный МАЗ-107 (6х2). Надо сказать, что в 2001 году, когда появился на свет первый образец МАЗ-107, это был совсем сырой вариант. Автобус был оснащен слабеньким двигателем Renault и неповоротной задней осью.
Полностью загруженный, он с напряжением шел на небольшом подъеме и стирал до «сликов» шины задней оси. В 2003 году мы тестировали на автополигоне ФГУП НИЦИАМТ еще один образец минского трехосника МАЗ-107-060 и в полной мере почувствовали разницу между первым образцом и нынешней моделью.
У минского автобуса появилась поворотная задняя ось собственной конструкции, а 280-сильный дизель Mercedes-Benz OM906LA, соответствующий стандарту Euro 3, придал автобусу отличную динамику даже при полной массе. Силовой агрегат агрегатируется с автоматической коробкой передач фирмы Voith.
Вместимость МАЗ-107-060 – 150…160 пассажиров, мест для сидения – 25…31 в зависимости от комплектации салона. Такая вместимость получена за счет так называемой «шахтной» компоновки моторного отсека, т. е. слева в задней части автобуса. Так же расположен силовой агрегат и на базовой модели МАЗ-103. В 2003 году в России был представлен вариант МАЗ-103-065 с дисковыми тормозами и трапом для въезда инвалидных колясок.
На сочлененном низкопольном автобусе МАЗ-105 силовой агрегат расположен центрально, в основном отсеке салона. Максимальная вместимость этого автобуса – 190 человек.
МАЗ-107 на маршруте в Минске |
В стандартную комплектацию всех моделей минских низкопольных автобусов входят системы АБС и ASR, пневматическая подвеска, регулятор уровня пола, корректирующий уровень его наклона на остановках, и механизм блокировки дифференциала. Практически все коммуникации, кроме электропроводки, расположены в верхней части салона автобусов в нишах, очень похожих на багажные отделения в автобусах междугородных маршрутов и туристических. Каркасы кузова защищены антикоррозионным составом, внешняя облицовка кузова выполнена из оцинкованных листов, колесные ниши – из нержавеющей стали.
По желанию покупателя минские автобусы комплектуют турбонаддувными дизельными двигателями V-образным шестицилиндровым ЯМЗ-236 НЕ (МАЗ-104), Renault, Mercedes-Benz, Deutz, MAN или рядным шестицилиндровым ММЗ Д-260.5. Все двигатели соответствуют экологическим нормам Euro 2 или Euro 3.
На низкопольных автобусах АМАЗ просторные проемы дверей, большие накопительные площадки, хорошая эргономика и для пассажиров, и для водителя. Автобусы очень маневренны, управлять ими легко, что имеет большое значение на городских маршрутах. Если на автобусной остановке слишком близко, скажем, на расстоянии 1…1,5 м от остановившегося автобуса, стоит автомобиль (что запрещено правилами дорожного движения), то автобус спокойно объедет это препятствие. Большое преимущество в маневрировании в городском потоке, особенно на переполненных транспортом улицах Москвы и Санкт-Петербурга, дает хорошая разгонная динамика всех моделей АМАЗ.
На МАЗ-107 низкий пол по всей длине автобуса |
В Москве на маршрутах работают в основном автобусы МАЗ-103, да и то в небольшом количестве. Зато в Ярославле, С.-Петербурге, Кемерово и др. на городских и пригородных маршрутах чаще встретишь автобусы минского производства.
АМАЗ поставляет свою продукцию в Румынию, Венгрию, в прибалтийские страны, бывшие советские республики. В последнее время минскими автобусами заинтересовались эксплуатационники из Германии, что говорит о высоком уровне производства белорусских машин, поскольку Германия сама производит одни из лучших автобусов в мире.
Шведские россияне
18 июня 2002 года в С.-Петербурге состоялось официальное открытие автобусного и выпуск первого городского автобуса Scania Omni Link CL94UB 4х2. ООО «Скания-Питер» является российской компанией со 100%-ным шведским капиталом. Оно интегрировано в общую производственную систему и полностью соответствует всем требованиям концерна Scania, а также европейским и российским законодательным требованиям по качеству продукции.
Конструкция основания Scania Omni Link CL94UB 4х2 комбинированная. Передняя и средняя части – низкопольные, пол на площадке передней двери оснащен обогревом. Конструкция задней части, где находится силовой агрегат, – рамная, из открытых профилей. Соответственно вход в заднюю третью дверь – со ступеньками.
Оригинальное расположение силового агрегата на автобусах МАЗ-103 и МАЗ-107 – шахтное слева по борту |
Кузов шведского автобуса российской сборки вагонного типа каркасный из продольно-поперечных алюминиевых балок. Оригинальность кузова в том, что его каркас целиком собран из алюминиевых профилей без применения сварки. Передняя и задняя панели («маски») из многослойного стеклопластика тоже установлены без сварки, на специальный клей. В целом это обеспечивает высокую коррозионную стойкость, надежность, долговечность автобуса и гарантирует срок его службы не менее 20 лет.
Боковые и задние окна – это тонированный двойной безосколочный газонаполненный стеклопакет, вклеенный в кузов. Панорамное ветровое стекло – монолитный тонированный триплекс. На автобусе применены самые современные шумо- и виброгасящие материалы.
Интересна система вентиляции и обогрева питерского Scania Omni Link, которая в сочетании с хорошей теплоизоляцией автобуса обеспечивает комфортный микроклимат в салоне. Конструкция автобуса предусматривает в системе отопления, помимо конвекторов-обогревателей на боковых стенках, потолочные обогреватели, которые подают подогретый свежий воздух через воздушные фильтры в салон. В результате окна автобуса не запотевают и не замерзают даже в сильный мороз.
Отлично сконструировано рабочее место водителя: кресло на пневмоподвеске регулируется и по горизонтали, и по углу наклона спинки. Рулевая колонка тоже регулируемая. Обзорность с места водителя великолепная, а управляемость достойна лишь похвал. У автобуса комфортный разгон: педаль «газа» реагирует на малейшую команду водителя, и разгон происходит очень плавно, но быстро.
Городские автобусы Scania в парке С.-Петербурга |
Хорошую тяговую динамику Scania Omni Link обеспечивает дизель Scania DC 901 (Euro 3), расположенный в заднем свесе. Его рабочий объем 9 л, мощность – 230 л.с. Вполне приемлемо для работы на городских улицах. Двигатель агрегатируется с автоматической коробкой передач ZF 5HP 502 C (пять передач вперед), блокирующим устройством для снижения расхода топлива и встроенным гидравлическим замедлителем. В силовом агрегате есть и «изюминка». Коробка передач согласована с внедренной фирмой Scania электронной системой впрыска топлива, обеспечивающей плавное переключение передач, мощное и плавное выполнение функций замедлителя и снижение уровня расхода топлива.
Пневматической подвеской водитель управляет с рабочего места, увеличивая дорожный просвет и углы свеса при прохождении препятствий.
Scania Omni Link рассчитан на работу с большими межсервисными интервалами: 20 тыс. км в городских условиях и 35 тыс. км в пригородном варианте эксплуатации. А вообще ресурс силового агрегата рассчитан на 2 млн. км пробега. Самое главное преимущество автобусов Scania Omni Link – это надежность и соответственно рентабельность. Заказчиками ООО «Скания-Питер» являются муниципальные и частные транспортные предприятия в таких городах, как С.-Петербург и Ленинградская область, Москва, Самара, Курган, Нерюнгри (Якутия), Астана (Республика Казахстан) и др.
Низкопольник из Подмосковья
Низкий пол передней площадки Scania с обогревом |
По описанию предыдущих низкопольных автобусов может сложиться впечатление, что в России ни одно предприятие не производит машины такого типа. И это наполовину будет справедливым. Действительно, в Российской Федерации ни один автобусный завод не выпускает поточно низкопольные автобусы. Однако нельзя утверждать, что российские автобусостроители совсем не занимаются этой тематикой.
На подмосковном автобусном заводе в г. Ликино разработали новую модель городского автобуса с низким полом – ЛиАЗ-5292. Эта модель прошла серьезный рестайлинг, но знакомые черты автобуса ЛиАЗ-5256 очень хорошо узнаваемы. Компоновка автобуса новая – четырехтактный шестицилиндровый рядный дизель Caterpillar 3116 (Euro 3) мощностью 230 л.с. агрегатирован с «автоматом» Voith, расположен поперечно сзади и соединен с ведущим мостом с помощью углового редуктора. Благодаря этому силовой агрегат занимает мало места в длину, что в комплексе с использованием оригинального заднего моста RABA позволило сделать в салоне низкий пол по всей длине. Ликинская машина оснащена дисковыми тормозами всех четырех колес с АБС тормозов в стандартной комплектации. Доступ в моторный отсек возможен как сзади, через открывающуюся заднюю стенку, так и со стороны салона, где есть две съемные панели.
Салон этой модели рассчитан на 120 пассажиров, мест для сидения – 22. Интерьер городской машины производит очень приятное впечатление: он красиво оформлен, а низкий пол добавляет комфортности салону.
Рабочее место водителя шведско-российского автобуса |
Рабочее место водителя оборудовано сиденьем на пневмоподвеске с достаточным числом регулировок, чтобы в нем с удобством разместился человек практически любой комплекции. Рулевая колонка регулируемая, а выбранное положение фиксируется кнопочным пневматическим запорным механизмом. Следует отметить, что регулируемая рулевая колонка на машинах ООО «Ликинский автобус» применена впервые. Очень удобное рулевое колесо: оно сделано так, что комбинация приборов отлично просматривается с места водителя при любом положении рулевой колонки.
Ликинский автобус идет плавно, слегка покачиваясь на неровностях дороги. Автоматическая коробка передач при разгоне не дает сбоев и подергиваний. Разгонная динамика, равно как и эффективность тормозов, неплохие. При маневрировании «баранка» не требует больших усилий. Кроме того, есть небольшой самовозврат руля, а это вообще редко встречается на автобусах.
При замерах максимальной скорости ликинский автобус разогнался до 81,6 км/ч и прекратил разгон, поскольку двигатель Caterpillar снабжен электронным ограничителем скорости. Но городскому ЛиАЗу-5292 больше и не надо. Расход топлива у него в режиме имитации городского движения с полной нагрузкой всего 32,3 л/ 100 км, что для такой машины очень неплохой показатель.
Напомним еще раз, что ЛиАЗ-5292 – опытный образец ООО «Ликинский автобус», и если устранить все незначительные недостатки к началу серийного производства, пассажирам низкопольных машин подмосковного завода гарантирована приятная поездка.
Другая «Газель»
Уже год за рулем «Газели NEXT». По сравнению со старой «Газелью» — совсем другой уровень. Приходилось работать и на автобусах —иномарках. Даже им NEXT практически ничем не уступает. — Сергей М., водитель.
Новый автобус малой вместимости «Газель NEXT»
от своей предшественницы унаследовал разве что имя. Полностью переработанная конструкция, современный, европейский дизайн. Это даже не автобус, а целое семейство. Различные варианты колесной базы, вместимость от 14 до 22 мест, большой выбор планировок салона: городские, пригородные, туристические варианты.
Машина обеспечивает высокий уровень комфорта для пассажиров: высота салона — без малого два метра, удобные сиденья с практичной обивкой, эффективная система отопления и вентиляции, высокая и широкая боковая дверь с электроприводом, выдвижная подножка для удобства посадки. Автобус оснащен эффективной тормозной системой, его подвеска обеспечивает устойчивость и высокую плавность хода. Блокировка дифференциала позволяет уверенно двигаться по разбитым и скользким, зимним дорогам.
Что особенно важно для владельца, «Газель NEXT» требует умеренных затрат на содержание. Межсервисный интервал увеличен до 20 000 км, гарантия — 2 года без ограничения пробега. Установленное на заводе газобаллонное оборудование снижает затраты на топливо почти вдвое! Кстати, государство субсидирует покупку автобусов на газовом топливе. С нынешнего года приоритет государственной поддержки в этом вопросе изменился. Если раньше основные средства выделялись для поддержки производителей, то теперь в первую очередь субсидируются непосредственные покупатели. Модели на газовом топливе созданы, теперь нужно, чтобы их активно покупали.
Возможен заказ автомобиля в специальной комплектации. Есть автобусы для перевозки маломобильных пассажиров, школьные версии, варианты с салоном повышенной комфортности. «Газель NEXT» — семейство автобусов на все случаи жизни. Это и малый маршрутный автобус, и машина для небольших туристических групп, и школьный автобус, и служебный. А учитывая выгоду при покупке в 412 тыс. рублей, это еще и очень доступный автобус.
Поехали!
Конечно, малые и средние автобусы — не основной транспорт больших городов. Здесь в приоритете автобусы большой вместимости. Но есть тесные улицы старого города, где сочлененной громадине просто не поместиться. Есть маршруты с малым пассажиропотоком, где использование больших автобусов нерентабельно. Есть пригородные перевозки, где «малыши» используются очень активно. Малые автобусы применяются для аренды, служебных, экскурсионных перевозок…
Три семейства автобусов, которые предлагает дистрибьютор бренда ГАЗ ГК «Современные транспортные технологии», имеют немало общих черт. Это новая, передовая конструкция, современная, надежная агрегатная база, низкие затраты на эксплуатацию. Дизайн машин прекрасно вписывается в стиль современного города. Пассажирам и водителю новинки предоставляют высокий уровень комфорта и безопасности. Все модели соответствуют требованиям программы «Доступная среда».
Страна постепенно выходит из ограничений, связанных с пандемией коронавирусной инфекции. Растет пассажиропоток, восстанавливаются временно отмененные маршруты. Транспортная система страны оживает. На чем поедем в будущее, россияне?