История
Фирма была основана в 1850 году Игнацем Шусталой под названием «Schustala & Company». Компания производила коляски и брички. В 1860-х годах фирма имела заводы не только на территории Чехии, но и в Берлине, Вене, Вроцлаве, Киеве и Черновцах.
В 1882 году начала производить железнодорожные вагоны. В 1891 году компания была переименована в «Nesselsdorfer Wagenbau-Fabriksgesellschaft».
В 1897 году выпустила первый легковой автомобиль в Центральной Европе и один из первых в мире — «Президент» (чеш. Präsident).
В 1918 году появилось новое название — «Kopřivnická vozovka a.s», а в 1919 году компания начала использовать значок с надписью «Tatra» — в честь горной системы Татры.
После Второй мировой войны фирма была национализирована. Фирма производила грузовики и легковые автомобили класса «люкс» (до 1989 г.).
15 марта 2013 года компания была продана на аукционе компании Truck Development, принадлежащая Марэку Галвасу (чеш. Marek Galvas), за 176 млн крон[2].
Тяжёлые грузовые автомобили производства Tatra неоднократно использовались как колёсная база для различной тяжёлой военной техники, а также как транспортные средства военного назначения (например, 152-мм самоходная пушка-гаубица vz.77 «Дана»). Tatra производит полноприводные автомобили с колёсной формулой от 4×4 до 12×12 (шестиосные).
В настоящее время компания производит тяжёлые грузовики с хребтовой рамой, которая позволяет строить автомобили более лёгкие, чем с несущей рамой. В сочетании с дизельными двигателями воздушного охлаждения это позволяет уменьшить собственный вес автомобиля и делает их более экономичными. Создатель хребтовой рамы — Ганс Ледвинка (чеш. Hans Ledwinka).
По итогам 2020 года компания получила чистую прибыль 390 млн крон, при выручке 3,7 млрд крон.[3]
Автомобили «Tatra» — неоднократные победители Ралли Дакар.
Объём производства грузовых автомобилей[4] | |
Год | Объём производства гражданских автомобилей, шт. |
1998 | 1473 |
1999 | 1209 |
2000 | 1686 |
2001 | 1551 |
2002 | 1761 |
2003 | 1439 |
2004 | 1654 |
2005 | 1497 |
2006 | 1511 |
2007 | 2431 |
2008 | 2252 |
2009 | 808 |
2010 | 931 |
2011 | 702 |
2012 | 496 |
2013 | 763 |
2014 | 821 |
2015 | 858 |
Годы выпуска 1941-1943, 1946-1947, произведено 6,054 шт
Автомобиль с двумя жизнями: первая — для войны, вторая — для мира. Лишенная независимости 15 марта 1939 года, Чехословакия и вся ее промышленность переходит под власть Германии. В 1941 году для нужд Вермахта появляется на свет военная версия гражданской Татры 57B c индексом «K» (что означает привычное для армейских машин «Kubelwagen»). Автомобилю присваивается категория Kfz. 1. Все последующие три года вплоть до 1943-го штабная Tatra 57K производится на управляемом немцами заводе Tatra Ringhoffer Werke A.G. в г. Копрживница. Поскольку на тот момент такого государства, как Чехословакия уже не существовало, получается, страна происхождения Tatra 57K — Германия.
Автомобиль был предназначен для солдат, младшего и среднего комсостава Вермахта, немало пошло в полицию, урвала его и элита Третьего Рейха — войска СС. Несмотря на небольшой тираж и конкурируя с истинно арийским VW KdF Typ 82 Kubelwagen, чешская Tatra оказывается абсолютно на всех фронтах (Африка, Западная Европа, Восточный Фронт). Чем же этот малыш снискал расположение немцев? Возможно, это была надежность и неприхотливость в эксплуатации, которые ценились на вес золота в разгар боевых действий? Любытной особенностью модели считалось феноменальное удобство сервисного обслуживания: капот 57-й откидывался заодно с передними крыльями и фарами, обеспечивая свободный доступ не только к двигателю, но и ко всей передней подвеске.
А может, его подвижность? Татра получилась скорострельной и крайне эффективной: 90 км/ч при 23 л.с. в отличие от аналога Фердинанда Порше VW KdF Typ 82 Kuberlwagen, который, по паспорту, способен был достичь лишь 2/3 показателя шустрого чеха — всего 60 км/ч.
Своим рождением Tatra 57K обязана одному из самых известных и талантливых конструкторов XX века Гансу Ледвинке (Hans Ledwinka, 1878 — 1967). По большому счету, самоучка — никакого углубленного автомобильно-технического образования Ледвинка не получил — уроженец Австрии слыл отчаянным экспериментатором, беззаветно преданным идеям технического прогресса, на его счету:
- первый автомобиль австрийской фирмы Steyr. 1920 год.
- авангардная хребтовая рама для Tatra T11, которая с небольшими доработками легла в основу Tatra 57 всех видов, включая и «героя нашего романа» 57K. 1923 год.
- первый в мире серийный автомобиль, продуманный с точки зрения аэродинамики Tatra 77. 1934 год.
До гениальности простая и выносливая конструкция, внутри которой размещался карданный вал, продвинутые качающиеся косые рычаги задней подвески, нетребовательный к обслуживанию 2-цилиндровый мотор воздушного охлаждения, рулевое управление реечного типа и при этом независимая подвеска спереди и сзади.
Ганс Ледвинка оставался на посту технического директора Татры на протяжении всего военного периода, он и разработал военную версию для Вермахта. В 1944 г. получил степень Доктора технических наук. После окончания войны был обвинен в сотрудничестве с немецкими оккупантами и шесть лет провел в тюрьме. В 1951 г. покинул Чехословакию и переехал сначала в Австрию, где его сын Эрих возглавлял дизайнерское бюро , а затем в ФРГ.
Вторая инкарнация автомобиля происходит уже после войны на территории освобожденного государства. Новоиспеченные татры направляются на службу МВД и Армии Чехословакии. Последний автомобиль сходит с конвеера в 1947 году. Послевоенных татр было произведено немного — 640 экз (приблительно 10% от всего выпуска). Со свертыванием в 1949 году изготовления гражанской версии Tatra 57B подходит к концу вся история малолитражек Татра. Предприятие в Копрживнице окончательно переключается на «большие» модели.
Трофейное использование: союзники из США брали ее на службу с удовольствием! Автомобили были задействованы и на Восточном Фронте, и вполне могли стать трофеем Красной Армии.
Технические характеристики: экипаж 4 человека, двигатель 1256 см3 бензиновый, 4 цилиндра, 23 л.с., максимальная скорость 90 км/ч, колесная формула 4×2 (заднеприводный), габариты 3980 х 1550 х 1690, вес 870 кг
Наши дни:
- в мире известно порядка 10 подлинных автомобилей, встречаются реплики и подделки с использованием гражданского донора
- в России 2 автомобиля — один, требующий реставрации, и единственный отреставрированный, в коллекции проекта «Трофейные машины»
Поделиться
- Tweet
- Поделиться записями на Tumblr