ЗИЛ-133 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Общие данные | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Производитель | ЗИЛ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Годы производства | 1975—1999 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сборка | ЗИЛ (Москва, СССР) ЗИЛ (Москва, Россия) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Класс | Грузовой | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Иные обозначения | «Кроил» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дизайн | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Компоновка | переднемоторная, заднеприводная | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Колёсная формула | 6 × 4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Двигатель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
КамАЗ-740.10 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Производитель | КамАЗ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип | дизельный | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Объём | 10,850 см3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Максимальная мощность | 210 л. с. (154 кВт [209 л. с. по ГОСТ 8.417]), при 2600 об/мин | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Максимальный крутящий момент | 637 Н·м, при 1500 — 1800 об/мин | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Конфигурация | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цилиндров | 8 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Клапанов | 16 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Экологические нормы | EURO-0 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Диаметр цилиндра | 120 мм | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ход поршня | 120 мм | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Степень сжатия | 17 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Система питания | дизель | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Охлаждение | жидкостное | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Материал блока цилиндров | Чугун | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Материал ГБЦ | Чугун | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ресурс | 400 тыс. км. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тактность (число тактов) | 4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Порядок работы цилиндров | 1-5-4-2-6-3-7-8 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рекомендованное топливо |
Тип | механическая |
Число ступеней | 5 |
Передаточные отношения | |
Главная передача | 6,33 |
1 передача | 7,44 |
2 передача | 4,10 |
3 передача | 2,29 |
4 передача | 1,47 |
5 передача | 1,00 |
Задняя передача | 7,09 |
Синхронизаторы | 2 — 5 передачи |
Переключение | напольный рычаг |
механическая 5-ступ. | |
Производитель | КамАЗ |
Модель | КамАЗ-14 |
Тип | механическая |
Число ступеней | 5 |
Передаточные отношения | |
Главная передача | 6,83 |
1 передача | 7,82 |
2 передача | 4,03 |
3 передача | 2,50 |
4 передача | 1,53 |
5 передача | 1,00 |
Задняя передача | 7,38 |
Синхронизаторы | 2 — 5 передачи |
Переключение | напольный рычаг |
ЗИЛ-6309 →
ЗИЛ-133
— советский и российский грузовой автомобиль производства ЗИЛ. Выпускался серийно с 1975 по 1999 год. Первые прототипы выпущены в 1970 году. Представлял собой трёхосную (6 × 4) народнохозяйственную модификацию повышенной грузоподъёмности на базе массового двухосного (4 × 2) грузовика ЗИЛ-130.
История[ | ]
Разработка более грузоподъёмного автомобиля (8 тонн) с колёсной формулой 6 × 4 на базе 5-тонного ЗИЛ-130 началась в первой половине 1960-х годов. Новое семейство должно было получить индекс 133. Первые прототипы были готовы уже в середине 1960-х, однако развертывание их серийного производства постоянно откладывалось. Необходимость выпуска такого семейства грузовиков была поставлена под сомнение в связи с планируемым вводом нового Камского автозавода, который должен был выпускать грузовики схожего класса тоннажности, но значительно более современной конструкции, в частности, с дизельным двигателем и с компоновкой «кабина над двигателем»[источник не указан 703 дня
]. Тем более что прототипы грузовых автомобилей для будущего завода создавались на самом ЗИЛе (ЗИЛ-170).
Тем не менее, в 1975 году было принято решение начать производство первой модели трёхосного семейства ЗИЛ-133Г1, которая получила длинную базу, отсюда и литера «Г» в индексе. ЗИЛ-133 стал самым крупным карбюраторным грузовиком в СССР.[1] Пройдя модернизацию в 1979 году, модель получила индекс ЗИЛ-133Г2, при этом была поднята грузоподъёмность с 8 до 10 тонн. Отдельно следует упомянуть о распространённой ошибке, что модификации ЗиЛ-133Г1 и Г2 отличаются друг от друга внешне разным оформлением оперения капота кабины в стиле ЗИЛ-130, выпущенных до 1977-78 годов и после 1978 года. На самом деле смена оформления кабин шла на заводе потоком и касалась всего модельного ряда сразу, в том числе и семейства 133. Таким образом, модификация 133Г1, выпущенная до конца 1978 года, имела старое оформление, а выпускавшиеся с конца 1978 года — уже новое. Модификация 133Г2 имела только новое оформление, поскольку выпускалась с 1980 года. Выпуск этих автомобилей носил характер небольших серий. Ещё в середине 1970-х был разработан проект трёхосного ЗИЛа с дизельным двигателем КамАЗ-740. Эта модель получила индекс ЗиЛ-133ГЯ и её производство началось в 1979 году. Автомобили этой модификации легко узнать по длинному капоту с оригинальной фальшрешёткой с формой больших горизонтальных брусьев. Капот пришлось удлинить, чтобы в его пространство вошёл куда более крупный дизель КамАЗ-740.[2]
Бензиновые ЗИЛ-133Г2 были сняты с производства уже в 1983 году в связи с тем, что дизельный вариант ЗИЛа являлся более эффективным — расход топлива на 100 км при скорости 60 км/ч составляет у ЗИЛ-133ГЯ 26,6 л (дизтопливо) против 48,3 л у ЗИЛ-133Г2 (бензин).[3]. Вместе с тем, «ГЯ», являясь фактически «капотной» альтернативой новых КамАЗов, выпускались уже крупными сериями, в основном, в качестве голых шасси под разные установки и реже в качестве бортовых. Производство ЗИЛ-133ГЯ велось до 1992 года (возможно до 1994 г.[4]), после чего эта модель была модернизирована, в частности, получила кабину от нового семейства грузовиков ЗиЛ-4331, индекс 133Г40 и выпускалась на ЗИЛе до 1999 года.
История
Разработка более грузоподъёмного автомобиля (8 тонн) с колёсной формулой 6 × 4, на базе 5-тонного ЗИЛ-130, началась в первой половине 1960-х годов. Новое семейство должно было получить индекс 133. Первые прототипы были готовы уже в середине 1960-х, однако развертывание их серийного производства постоянно откладывалось. Необходимость выпуска такого семейства грузовиков была поставлена под сомнение в связи с планируемым вводом нового Камского автозавода, который должен был выпускать грузовики схожего класса тоннажности, но значительно более современной конструкции, в частности, с дизельным двигателем и с компоновкой «кабина над двигателем»[источник не указан 27 дней
]. Тем более что прототипы грузовых автомобилей для будущего завода создавались на самом ЗИЛе (ЗИЛ-170).
Тем не менее, в 1975 году было принято решение начать производство первой модели трёхосного семейства ЗИЛ-133Г1, которая получила длинную базу, отсюда и литера «Г» в индексе. ЗИЛ-133 стал самым крупным карбюраторным грузовиком в СССР.[1] Пройдя модернизацию в 1979 году, модель получила индекс ЗИЛ-133Г2, при этом была поднята грузоподъёмность с 8 до 10 тонн. Отдельно следует упомянуть о распространённой ошибке, что модификации ЗиЛ-133Г1 и Г2 отличаются друг от друга внешне разным оформлением оперения капота кабины в стиле ЗИЛ-130, выпущенных до 1977-78 годов и после 1978 года. На самом деле смена оформления кабин шла на заводе потоком и касалась всего модельного ряда сразу, в том числе и семейства 133. Таким образом, модификация 133Г1, выпущенная до конца 1978 года, имела старое оформление, а выпускавшиеся с конца 1978 года — уже новое. Модификация 133Г2 имела только новое оформление, поскольку выпускалась с 1980 года. Выпуск этих автомобилей носил характер небольших серий. Ещё в середине 1970-х был разработан проект трёхосного ЗИЛа с дизельным двигателем КамАЗ-740. Эта модель получила индекс ЗиЛ-133ГЯ и её производство началось в 1979 году. Автомобили этой модификации легко узнать по длинному капоту с оригинальной фальшрешёткой с формой больших горизонтальных брусьев. Капот пришлось удлинить, чтобы в его пространство вошёл куда более крупный дизель КамАЗ-740.[2]
Бензиновые ЗИЛ-133Г2 были сняты с производства уже в 1983 году в связи с тем, что дизельный вариант ЗИЛа являлся более эффективным — расход топлива на 100 км при скорости 60 км/ч составляет у ЗИЛ-113ГЯ 26,6 л (дизтопливо) против 48,3 л (бензин) у ЗИЛ-133Г2 (бензин).[3]. Вместе с тем, «ГЯ», являясь фактически «капотной» альтернативой новых КамАЗов, выпускались уже крупными сериями, в основном, в качестве голых шасси под разные установки и реже в качестве бортовых. Производство ЗИЛ-133ГЯ велось до 1992 года, после чего эта модель была модернизирована, в частности, получила кабину от нового семейства грузовиков ЗиЛ-4331, индекс 133Г40 и выпускалась на ЗИЛе до 1999 года.
Модификации[ | ]
ЗИЛ-133Г40, выпускавшийся в 1990-х
- ЗИЛ-133 — базовое шасси со средней базой с карбюраторным двигателем ЗИЛ-133. Серийно не выпускалось
- ЗИЛ-133Б — короткобазное самосвальное шасси. Серийно не выпускалось
- ЗИЛ-133В — седельный тягач. Мелкосерийный выпуск
- ЗИЛ-133Г — дальнейшее развитие ЗИЛ-133 с удлинённой базой (один бензобак и платформа с двумя боковыми бортами)
- ЗИЛ-133Г1 — унифицированная модификация ЗИЛ-133Г (два бензобака и три боковых борта) грузоподъёмностью 8 т. В целях наибольшей унификации с уже выпускаемым семейством ЗИЛ-130 были унифицированы бензиновый двигатель со всеми системами и оборудованием, однодисковое сцепление, 5-ступенчатая коробка передач, а также все основные узлы и детали рулевого управления, стояночного и рабочих тормозов, карданные валы с шарнирами и шлицевыми соединениями, детали рамы и передней подвески, элементы пневматической системы, система электрооборудования, контактно-транзисторная система зажигания, кабина с оборудованием и оперение, а с ЗИЛ-131 — амортизаторы передней подвески. Серийный выпуск 1975—1980 гг.
- ЗИЛ-133Г2 — в 1977 году добавилась 10-тонная модель ЗИЛ-133Г2 полной массой 17,2 т. Их оборудовали стандартным 150-сильным бензиновым двигателем V8, 5-ступенчатой коробкой передач, гипоидной главной передачей и балансирной подвеской задних колёс на полуэллиптических рессорах. Серийный выпуск 1977—1979 гг.
- ЗИЛ-133Д — короткобазное самосвальное шасси
- ЗИЛ-133Д1 — упрощённая модификация ЗИЛ-133Д
- ЗИЛ-144Н — сельскохозяйственный вариант с задними односкатными арочными шинами
- ЗИЛ-133ГЯ — дизельная модификация ЗИЛ-133Г2 с двигателем КамАЗ-740 (1979—1992)
- ЗИЛ-133ВЯ — седельный тягач и короткобазное самосвальное с дизельным двигателем КамАЗ-740 (1979—1992)
- ЗИЛ-Э133ВЯТ — седельный тягач с двигателем КамАЗ-7403 (260 л. с.) с турбонаддувом. Серийно не выпускался
- ЗИЛ-133Г40 — дальнейшее развитие ЗИЛ-133ГЯ с кабиной семейства 4331 и дизелями ЗИЛ-6454 / ЗИЛ-645 / Cat 3116 (1992—1999)
- ЗИЛ-133Г42 — крановое шасси с кабиной семейства 4331 и двигателем ЗИЛ-6454 (1992—1999)
- ЗИЛ-133Д42 — самосвальное шасси кабиной семейства 4331 и двигателем ЗИЛ-645 (1992—1999)
- ЗИЛ-13305А — седельный тягач с удлинённой кабиной семейства 4331 и двигателем ЗИЛ-6454 (1993—1999)
- ЗИЛ-133Г2А* — модификация ЗИЛ-133Г2 с кабиной семейства 4331 и карбюраторным двигателем ЗИЛ-508.10 (1993—1995)
- ЗИЛ-133Г2Б* — шасси с кабиной семейства 4331 и карбюраторным двигателем ЗИЛ-508.10 (1993—1995)
- ЗИЛ-133Д52* — самосвальное шасси с кабиной семейства 4331 и двигателем ЗИЛ-508.10 (1993—1995)
- ЗИЛ-451400 — самосвал с кузовом НефАЗ (1997—1999)
- ЗИЛ-630900 — дальнейшее развитие ЗИЛ-133Г40 с двигателем ЯМЗ-236А (1999—2002)
- ЗИЛ-640900 — седельный тягач с двигателем ЯМЗ-236А (1999—2002)
- ЗИЛ-6309Н0 — дальнейшее развитие ЗИЛ-630900 с двигателем ЯМЗ-236НЕ2 (Евро-2) (2002—2005)
- ЗИЛ-6309Н2 — крановое шасси с двигателем ЯМЗ-236НЕ2 (Евро-2) (2002—2005)
- ЗИЛ-45222 — самосвальное шасси с двигателем ЯМЗ-236НЕ2 (2002—2005). Кузов ММЗ
- ЗИЛ-630980 — модификация ЗИЛ-6309Н0 с кабиной ЗИЛ-433180 с двигателем ММЗ Д-260.Е3 (Евро-3) (2008). Серийно не производился
* Выпуск карбюраторных модификаций 133Г2А, 133Г2Б и 133Д52 в 1993—1995 гг. был вызван прекращением поставок дизелей КамАЗ-740 из-за пожара на заводе двигателей КАМАЗ.
Модификации
ЗИЛ-133Г40, выпускавшийся в 90-х
- ЗИЛ-133 — базовое шасси со средней базой с карбюраторным двигателем ЗИЛ-133. Серийно не выпускалось
- ЗИЛ-133Б — короткобазное самосвальное шасси. Серийно не выпускалось
- ЗИЛ-133В — седельный тягач. Мелкосерийный выпуск
- ЗИЛ-133Г — дальнейшее развитие ЗИЛ-133 с удлинённой базой (один бензобак и платформа с двумя боковыми бортами)
- ЗИЛ-133Г1 — унифицированная модификация ЗИЛ-133Г (два бензобака и три боковых борта) грузоподъёмностью 8 т. В целях наибольшей унификации с уже выпускаемым семейством ЗИЛ-130 были унифицированы бензиновый двигатель со всеми системами и оборудованием, однодисковое сцепление, 5-ступенчатая коробка передач, а также все основные узлы и детали рулевого управления, стояночного и рабочих тормозов, карданные валы с шарнирами и шлицевыми соединениями, детали рамы и передней подвески, элементы пневматической системы, система электрооборудования, контактно-транзисторная система зажигания, кабина с оборудованием и оперение, а с ЗИЛ-131 – амортизаторы передней подвески. Серийный выпуск 1975—1980 гг.
- ЗИЛ-133Г2 — в 1977 году добавилась 10-тонная модель ЗИЛ-133Г2 полной массой 17,2 т. Их оборудовали стандартным 150-сильным бензиновым двигателем V8, 5-ступенчатой коробкой передач, гипоидной главной передачей и балансирной подвеской задних колёс на полуэллиптических рессорах. Серийный выпуск 1977—1979 гг.
- ЗИЛ-133Д — короткобазное самосвальное шасси
- ЗИЛ-133Д1 — упрощённая модификация ЗИЛ-133Д
- ЗИЛ-144Н — сельскохозяйственный вариант с задними односкатными арочными шинами
- ЗИЛ-133ГЯ — дизельная модификация ЗИЛ-133Г2 с двигателем КамАЗ-740 (1979—1992)
- ЗИЛ-133ВЯ — седельный тягач и короткобазное самосвальное с дизельным двигателем КамАЗ-740 (1979—1992)
- ЗИЛ-Э133ВЯТ — седельный тягач с двигателем КамАЗ-7403 (260 л.с.) с турбонаддувом. Серийно не выпускался
- ЗИЛ-133Г40 — дальнейшее развитие ЗИЛ-133ГЯ с кабиной семейства 4331 и дизелями ЗИЛ-6454 / ЗИЛ-645 / Cat 3116 (1992 — 1999)
- ЗИЛ-133Г42 — крановое шасси под с кабиной семейства 4331 и двигателем ЗИЛ-6454 (1992 — 1999)
- ЗИЛ-133Д42 — самосвальное шасси кабиной семейства 4331 и двигателем ЗИЛ-645 (1992 — 1999)
- ЗИЛ-13305А — седельный тягач с с удлинённой кабиной семейства 4331 и двигателем ЗИЛ-6454 (1993 — 1999)
- ЗИЛ-133Г50* — модификация ЗИЛ-133Г2 с кабиной семейства 4331 и карбюраторным двигателем ЗИЛ-508 (1993 — 1995)
- ЗИЛ-133Д52* — самосвальное шасси с кабиной семейства 4331 и двигателем ЗИЛ-508 (1993 — 1995)
- ЗИЛ-451400 — самосвал с кузовом НефАЗ (1997 — 1999)
- ЗИЛ-630900 — дальнейшее развитие ЗИЛ-133Г40 с двигателем ЯМЗ-236А (1999 — 2002)
- ЗИЛ-640900 — седельный тягач с двигателем ЯМЗ-236А (1999 — 2002)
- ЗИЛ-6309Н0 — дальнейшее развитие ЗИЛ-630900 с двигателем ЯМЗ-236НЕ2 (Евро-2) (2002 — 2005)
- ЗИЛ-6309Н2 — крановое шасси с двигателем ЯМЗ-236НЕ2 (Евро-2) (2002 — 2005)
- ЗИЛ-45222 — самосвальное шасси с двигателем ЯМЗ-236НЕ2 (2002 — 2005). Кузов ММЗ
- ЗИЛ-630980 — модификация ЗИЛ-6309Н0 с кабиной ЗИЛ-433180 с двигателем ММЗ Д-260.Е3 (Евро-3) (2008). Серийно не производился
- Выпуск карбюраторных модификаций 133Г5 и 133Д5 в 1993 — 1995 гг. был вызван прекращением поставок дизелей КамАЗ-740 из-за пожара на заводе двигателей КАМАЗ.
Спецмашины[ | ]
АЦ-40(133Г2)-181 КС-3575А
- КСА-7 — опытный образец разбрасывателя грузоподъёмностью 7 тонн на базе ЗИЛ-133Г1. На задних мостах устанавливались арочные шины.
- Автокран КС-3575А
- Пожарные автоцистерны АЦ-40(133Г2)-181, АЦ-40(133ГЯ)-181А
- Пожарная автолестница АЛ-45(133ГЯ)ПМ-501
- Автомобиль комбинированного тушения АКТ-2,5/3(133ГЯ)-197
- Бетоносмеситель СБ-159Б1
- Загрузчик машин для внесения минеральных удобрений ЗМУ-8
- Загрузчик сеялок автомобильный ЗСА-7
- Автоцистерна с системой пневморазгрузки и полезным объёмом 15м3 АСП-15
- Коленчатый подъёмник АГП-28
- Комбинированная дорожная машина ЭД-403
- Фургон для перевозки лошадей КАвЗ-59821[6]
- Инкассаторский автомобиль ДИСА-6938
В игровой и сувенирной индустрии[ | ]
С 2014 г. доступна модель ЗИЛ-133ГЯ в масштабе 1:43 производства Start Scale Models, с 2020 — от Автоистории, а с 2020 (со следами эксплуатации) — от ModelPro.
25.10.2014 модель КаВЗ-5982 (шасси ЗИЛ-133Г1) в масштабе 1:43 вышла в рамках проекта «Автомобиль на службе» (№ 78, «Перевозка лошадей»).
В 2020 году от Start Scale Models вышли модели автокрана КС-3575А (133ГЯ) и АЦ-40(133ГЯ).
В 2020 году от ModelPro вышла модель ЗСА-7 (133ГЯ).
В 2020 году от ModelPro вышли модели: ЗМУ-8 (133ГЯ), АСП-15 (133ГЯ) и АКТ-3/2,5 (133ГЯ).
Технические характеристики ЗИЛ-390610
— Колесная формула: 4×4
Двигатель ЗИЛ-390610
— ММЗ Д-245.12 (L4, Д) — Рабочий объем: 4750 см3 — Мощность двигателя: 108,8 л.с. при 2400 (об/мин)
Максимальная скорость ЗИЛ-390610
— 80 км/ч
Расход топлива ЗИЛ-390610
— 19,0 л. на 100 км
Габаритные размеры ЗИЛ-390610
— Длина, мм: 4200 — Ширина, мм: 2500 — Высота, мм: 2750 — База, мм: 2800 — Колея колес, мм: 2000 — Клиренс, мм: 550
Вес ЗИЛ-390610
Снаряженная масса, кг: 4250 Полная масса, кг: 7000
Грузоподъемность ЗИЛ-390610
— 3250 кг
Преодолеваемые препятствия
— ров — 0,7 м — уступ — 0,8 м — брод — 1,3 м — подъем — 30°
Примечания[ | ]
- Восьмитонный трёхосный ЗИЛ — За рулём, 1976, № 8
- Дизельные грузовики ЗИЛ — За рулём, 1979, № 11
- Краткий автомобильный справочник НИИАТ. Издание десятое, переработанное и дополненное — М., Транспорт, 1985
- 700 тысяч рублей за советский грузовик «Баба Яга» // Статья от 21.05.2019 г. «Mail.ru».
- Глуховский Д. М., Меламуд Р. А., Митрофанов В. П.
. Автомобили семейства ЗИЛ-133. — М.: Транспорт, 1984. — 328 с. - КАвЗ в хронологическом порядке