ЗИЛ-5301


ЗИЛ-133
Общие данные
ПроизводительЗИЛ
Годы производства1975—1999
СборкаЗИЛ (Москва, СССР) ЗИЛ (Москва, Россия)
КлассГрузовой
Иные обозначения«Кроил»
Дизайн
Компоновкапереднемоторная, заднеприводная
Колёсная формула6 × 4
Двигатель
Объём6000 см3
Максимальная мощность150 л. с. (110 кВт [150 л. с. по ГОСТ 8.417]), при 3200 об/мин
Максимальный крутящий момент402 Н·м, при 1800—2000 об/мин
Конфигурация
Цилиндров8
Клапанов16
Макс. скорость90
Расход топлива при смешанном цикле36
Экологические нормыEURO-0
Диаметр цилиндра100 мм
Ход поршня95 мм
Степень сжатия6,5
Система питаниякарбюратор
Охлаждениежидкостное
Материал блока цилиндровчугун
Материал ГБЦалюминиевый сплав
Ресурс350 тыс. км.
Тактность (число тактов)4
Порядок работы цилиндров1—5—4—2—6—3—7—8
Максимальные обороты3200
Рекомендованное топливоА-76
КамАЗ-740.10
ПроизводительКамАЗ
Типдизельный
Объём10,850 см3
Максимальная мощность210 л. с. (154 кВт [209 л. с. по ГОСТ 8.417]), при 2600 об/мин
Максимальный крутящий момент637 Н·м, при 1500 — 1800 об/мин
Конфигурация
Цилиндров8
Клапанов16
Экологические нормыEURO-0
Диаметр цилиндра120 мм
Ход поршня120 мм
Степень сжатия17
Система питаниядизель
Охлаждениежидкостное
Материал блока цилиндровЧугун
Материал ГБЦЧугун
Ресурс400 тыс. км.
Тактность (число тактов)4
Порядок работы цилиндров1-5-4-2-6-3-7-8
Рекомендованное топливо
Трансмиссия
Типмеханическая
Число ступеней5
Передаточные отношения
Главная передача6,33
1 передача7,44
2 передача4,10
3 передача2,29
4 передача1,47
5 передача1,00
Задняя передача7,09
Синхронизаторы2 — 5 передачи
Переключениенапольный рычаг
механическая 5-ступ.
ПроизводительКамАЗ
МодельКамАЗ-14
Типмеханическая
Число ступеней5
Передаточные отношения
Главная передача6,83
1 передача7,82
2 передача4,03
3 передача2,50
4 передача1,53
5 передача1,00
Задняя передача7,38
Синхронизаторы2 — 5 передачи
Переключениенапольный рычаг
Массово-габаритные характеристикиДлина9000 ммШирина2500 ммВысота2395 ммКлиренс250 ммКолёсная база3710 ммКолея задняя1850 ммКолея передняя1835 ммПолная масса6875 кгДинамические характеристикиМаксимальная скорость80—85 км/чНа рынкеСвязанныеЗИЛ-130Другая информацияГрузоподъёмность8000 кг (ЗИЛ-133/133Г/133Г1); 10 000 кг (начиная с ЗИЛ-133Г2)Расход топлива48,3 л/100 км (бензин); 26,6 л/100 км (дизель КамАЗ); 23,7 л/100 км (дизель ЗИЛ)Объём бака2×125 л (ЗИЛ-133Г1/Г2); 170 л (ЗИЛ-133ГЯ/-133Г4/-133Г5)← ЗИЛ-157
ЗИЛ-6309 →Медиафайлы на Викискладе

ЗИЛ-133

— советский и российский грузовой автомобиль производства ЗИЛ. Выпускался серийно с 1975 по 1999 год. Первые прототипы выпущены в 1970 году. Представлял собой трёхосную (6 × 4) народнохозяйственную модификацию повышенной грузоподъёмности на базе массового двухосного (4 × 2) грузовика ЗИЛ-130.

История[ | ]

Разработка более грузоподъёмного автомобиля (8 тонн) с колёсной формулой 6 × 4 на базе 5-тонного ЗИЛ-130 началась в первой половине 1960-х годов. Новое семейство должно было получить индекс 133. Первые прототипы были готовы уже в середине 1960-х, однако развертывание их серийного производства постоянно откладывалось. Необходимость выпуска такого семейства грузовиков была поставлена под сомнение в связи с планируемым вводом нового Камского автозавода, который должен был выпускать грузовики схожего класса тоннажности, но значительно более современной конструкции, в частности, с дизельным двигателем и с компоновкой «кабина над двигателем»[источник не указан 703 дня

]. Тем более что прототипы грузовых автомобилей для будущего завода создавались на самом ЗИЛе (ЗИЛ-170).

Тем не менее, в 1975 году было принято решение начать производство первой модели трёхосного семейства ЗИЛ-133Г1, которая получила длинную базу, отсюда и литера «Г» в индексе. ЗИЛ-133 стал самым крупным карбюраторным грузовиком в СССР.[1] Пройдя модернизацию в 1979 году, модель получила индекс ЗИЛ-133Г2, при этом была поднята грузоподъёмность с 8 до 10 тонн. Отдельно следует упомянуть о распространённой ошибке, что модификации ЗиЛ-133Г1 и Г2 отличаются друг от друга внешне разным оформлением оперения капота кабины в стиле ЗИЛ-130, выпущенных до 1977-78 годов и после 1978 года. На самом деле смена оформления кабин шла на заводе потоком и касалась всего модельного ряда сразу, в том числе и семейства 133. Таким образом, модификация 133Г1, выпущенная до конца 1978 года, имела старое оформление, а выпускавшиеся с конца 1978 года — уже новое. Модификация 133Г2 имела только новое оформление, поскольку выпускалась с 1980 года. Выпуск этих автомобилей носил характер небольших серий. Ещё в середине 1970-х был разработан проект трёхосного ЗИЛа с дизельным двигателем КамАЗ-740. Эта модель получила индекс ЗиЛ-133ГЯ и её производство началось в 1979 году. Автомобили этой модификации легко узнать по длинному капоту с оригинальной фальшрешёткой с формой больших горизонтальных брусьев. Капот пришлось удлинить, чтобы в его пространство вошёл куда более крупный дизель КамАЗ-740.[2]

Бензиновые ЗИЛ-133Г2 были сняты с производства уже в 1983 году в связи с тем, что дизельный вариант ЗИЛа являлся более эффективным — расход топлива на 100 км при скорости 60 км/ч составляет у ЗИЛ-133ГЯ 26,6 л (дизтопливо) против 48,3 л у ЗИЛ-133Г2 (бензин).[3]. Вместе с тем, «ГЯ», являясь фактически «капотной» альтернативой новых КамАЗов, выпускались уже крупными сериями, в основном, в качестве голых шасси под разные установки и реже в качестве бортовых. Производство ЗИЛ-133ГЯ велось до 1992 года (возможно до 1994 г.[4]), после чего эта модель была модернизирована, в частности, получила кабину от нового семейства грузовиков ЗиЛ-4331, индекс 133Г40 и выпускалась на ЗИЛе до 1999 года.

История

Разработка более грузоподъёмного автомобиля (8 тонн) с колёсной формулой 6 × 4, на базе 5-тонного ЗИЛ-130, началась в первой половине 1960-х годов. Новое семейство должно было получить индекс 133. Первые прототипы были готовы уже в середине 1960-х, однако развертывание их серийного производства постоянно откладывалось. Необходимость выпуска такого семейства грузовиков была поставлена под сомнение в связи с планируемым вводом нового Камского автозавода, который должен был выпускать грузовики схожего класса тоннажности, но значительно более современной конструкции, в частности, с дизельным двигателем и с компоновкой «кабина над двигателем»[источник не указан 27 дней

]. Тем более что прототипы грузовых автомобилей для будущего завода создавались на самом ЗИЛе (ЗИЛ-170).

Тем не менее, в 1975 году было принято решение начать производство первой модели трёхосного семейства ЗИЛ-133Г1, которая получила длинную базу, отсюда и литера «Г» в индексе. ЗИЛ-133 стал самым крупным карбюраторным грузовиком в СССР.[1] Пройдя модернизацию в 1979 году, модель получила индекс ЗИЛ-133Г2, при этом была поднята грузоподъёмность с 8 до 10 тонн. Отдельно следует упомянуть о распространённой ошибке, что модификации ЗиЛ-133Г1 и Г2 отличаются друг от друга внешне разным оформлением оперения капота кабины в стиле ЗИЛ-130, выпущенных до 1977-78 годов и после 1978 года. На самом деле смена оформления кабин шла на заводе потоком и касалась всего модельного ряда сразу, в том числе и семейства 133. Таким образом, модификация 133Г1, выпущенная до конца 1978 года, имела старое оформление, а выпускавшиеся с конца 1978 года — уже новое. Модификация 133Г2 имела только новое оформление, поскольку выпускалась с 1980 года. Выпуск этих автомобилей носил характер небольших серий. Ещё в середине 1970-х был разработан проект трёхосного ЗИЛа с дизельным двигателем КамАЗ-740. Эта модель получила индекс ЗиЛ-133ГЯ и её производство началось в 1979 году. Автомобили этой модификации легко узнать по длинному капоту с оригинальной фальшрешёткой с формой больших горизонтальных брусьев. Капот пришлось удлинить, чтобы в его пространство вошёл куда более крупный дизель КамАЗ-740.[2]

Бензиновые ЗИЛ-133Г2 были сняты с производства уже в 1983 году в связи с тем, что дизельный вариант ЗИЛа являлся более эффективным — расход топлива на 100 км при скорости 60 км/ч составляет у ЗИЛ-113ГЯ 26,6 л (дизтопливо) против 48,3 л (бензин) у ЗИЛ-133Г2 (бензин).[3]. Вместе с тем, «ГЯ», являясь фактически «капотной» альтернативой новых КамАЗов, выпускались уже крупными сериями, в основном, в качестве голых шасси под разные установки и реже в качестве бортовых. Производство ЗИЛ-133ГЯ велось до 1992 года, после чего эта модель была модернизирована, в частности, получила кабину от нового семейства грузовиков ЗиЛ-4331, индекс 133Г40 и выпускалась на ЗИЛе до 1999 года.

Модификации[ | ]

ЗИЛ-133Г40, выпускавшийся в 1990-х

  • ЗИЛ-133 — базовое шасси со средней базой с карбюраторным двигателем ЗИЛ-133. Серийно не выпускалось
  • ЗИЛ-133Б — короткобазное самосвальное шасси. Серийно не выпускалось
  • ЗИЛ-133В — седельный тягач. Мелкосерийный выпуск
  • ЗИЛ-133Г — дальнейшее развитие ЗИЛ-133 с удлинённой базой (один бензобак и платформа с двумя боковыми бортами)
  • ЗИЛ-133Г1 — унифицированная модификация ЗИЛ-133Г (два бензобака и три боковых борта) грузоподъёмностью 8 т. В целях наибольшей унификации с уже выпускаемым семейством ЗИЛ-130 были унифицированы бензиновый двигатель со всеми системами и оборудованием, однодисковое сцепление, 5-ступенчатая коробка передач, а также все основные узлы и детали рулевого управления, стояночного и рабочих тормозов, карданные валы с шарнирами и шлицевыми соединениями, детали рамы и передней подвески, элементы пневматической системы, система электрооборудования, контактно-транзисторная система зажигания, кабина с оборудованием и оперение, а с ЗИЛ-131 — амортизаторы передней подвески. Серийный выпуск 1975—1980 гг.
  • ЗИЛ-133Г2 — в 1977 году добавилась 10-тонная модель ЗИЛ-133Г2 полной массой 17,2 т. Их оборудовали стандартным 150-сильным бензиновым двигателем V8, 5-ступенчатой коробкой передач, гипоидной главной передачей и балансирной подвеской задних колёс на полуэллиптических рессорах. Серийный выпуск 1977—1979 гг.
  • ЗИЛ-133Д — короткобазное самосвальное шасси
  • ЗИЛ-133Д1 — упрощённая модификация ЗИЛ-133Д
  • ЗИЛ-144Н — сельскохозяйственный вариант с задними односкатными арочными шинами
  • ЗИЛ-133ГЯ — дизельная модификация ЗИЛ-133Г2 с двигателем КамАЗ-740 (1979—1992)
  • ЗИЛ-133ВЯ — седельный тягач и короткобазное самосвальное с дизельным двигателем КамАЗ-740 (1979—1992)
  • ЗИЛ-Э133ВЯТ — седельный тягач с двигателем КамАЗ-7403 (260 л. с.) с турбонаддувом. Серийно не выпускался
  • ЗИЛ-133Г40 — дальнейшее развитие ЗИЛ-133ГЯ с кабиной семейства 4331 и дизелями ЗИЛ-6454 / ЗИЛ-645 / Cat 3116 (1992—1999)
  • ЗИЛ-133Г42 — крановое шасси с кабиной семейства 4331 и двигателем ЗИЛ-6454 (1992—1999)
  • ЗИЛ-133Д42 — самосвальное шасси кабиной семейства 4331 и двигателем ЗИЛ-645 (1992—1999)
  • ЗИЛ-13305А — седельный тягач с удлинённой кабиной семейства 4331 и двигателем ЗИЛ-6454 (1993—1999)
  • ЗИЛ-133Г2А* — модификация ЗИЛ-133Г2 с кабиной семейства 4331 и карбюраторным двигателем ЗИЛ-508.10 (1993—1995)
  • ЗИЛ-133Г2Б* — шасси с кабиной семейства 4331 и карбюраторным двигателем ЗИЛ-508.10 (1993—1995)
  • ЗИЛ-133Д52* — самосвальное шасси с кабиной семейства 4331 и двигателем ЗИЛ-508.10 (1993—1995)
  • ЗИЛ-451400 — самосвал с кузовом НефАЗ (1997—1999)
  • ЗИЛ-630900 — дальнейшее развитие ЗИЛ-133Г40 с двигателем ЯМЗ-236А (1999—2002)
  • ЗИЛ-640900 — седельный тягач с двигателем ЯМЗ-236А (1999—2002)
  • ЗИЛ-6309Н0 — дальнейшее развитие ЗИЛ-630900 с двигателем ЯМЗ-236НЕ2 (Евро-2) (2002—2005)
  • ЗИЛ-6309Н2 — крановое шасси с двигателем ЯМЗ-236НЕ2 (Евро-2) (2002—2005)
  • ЗИЛ-45222 — самосвальное шасси с двигателем ЯМЗ-236НЕ2 (2002—2005). Кузов ММЗ
  • ЗИЛ-630980 — модификация ЗИЛ-6309Н0 с кабиной ЗИЛ-433180 с двигателем ММЗ Д-260.Е3 (Евро-3) (2008). Серийно не производился

* Выпуск карбюраторных модификаций 133Г2А, 133Г2Б и 133Д52 в 1993—1995 гг. был вызван прекращением поставок дизелей КамАЗ-740 из-за пожара на заводе двигателей КАМАЗ.

Модификации


ЗИЛ-133Г40, выпускавшийся в 90-х

  • ЗИЛ-133 — базовое шасси со средней базой с карбюраторным двигателем ЗИЛ-133. Серийно не выпускалось
  • ЗИЛ-133Б — короткобазное самосвальное шасси. Серийно не выпускалось
  • ЗИЛ-133В — седельный тягач. Мелкосерийный выпуск
  • ЗИЛ-133Г — дальнейшее развитие ЗИЛ-133 с удлинённой базой (один бензобак и платформа с двумя боковыми бортами)
  • ЗИЛ-133Г1 — унифицированная модификация ЗИЛ-133Г (два бензобака и три боковых борта) грузоподъёмностью 8 т. В целях наибольшей унификации с уже выпускаемым семейством ЗИЛ-130 были унифицированы бензиновый двигатель со всеми системами и оборудованием, однодисковое сцепление, 5-ступенчатая коробка передач, а также все основные узлы и детали рулевого управления, стояночного и рабочих тормозов, карданные валы с шарнирами и шлицевыми соединениями, детали рамы и передней подвески, элементы пневматической системы, система электрооборудования, контактно-транзисторная система зажигания, кабина с оборудованием и оперение, а с ЗИЛ-131 – амортизаторы передней подвески. Серийный выпуск 1975—1980 гг.
  • ЗИЛ-133Г2 — в 1977 году добавилась 10-тонная модель ЗИЛ-133Г2 полной массой 17,2 т. Их оборудовали стандартным 150-сильным бензиновым двигателем V8, 5-ступенчатой коробкой передач, гипоидной главной передачей и балансирной подвеской задних колёс на полуэллиптических рессорах. Серийный выпуск 1977—1979 гг.
  • ЗИЛ-133Д — короткобазное самосвальное шасси
  • ЗИЛ-133Д1 — упрощённая модификация ЗИЛ-133Д
  • ЗИЛ-144Н — сельскохозяйственный вариант с задними односкатными арочными шинами
  • ЗИЛ-133ГЯ — дизельная модификация ЗИЛ-133Г2 с двигателем КамАЗ-740 (1979—1992)
  • ЗИЛ-133ВЯ — седельный тягач и короткобазное самосвальное с дизельным двигателем КамАЗ-740 (1979—1992)
  • ЗИЛ-Э133ВЯТ — седельный тягач с двигателем КамАЗ-7403 (260 л.с.) с турбонаддувом. Серийно не выпускался
  • ЗИЛ-133Г40 — дальнейшее развитие ЗИЛ-133ГЯ с кабиной семейства 4331 и дизелями ЗИЛ-6454 / ЗИЛ-645 / Cat 3116 (1992 — 1999)
  • ЗИЛ-133Г42 — крановое шасси под с кабиной семейства 4331 и двигателем ЗИЛ-6454 (1992 — 1999)
  • ЗИЛ-133Д42 — самосвальное шасси кабиной семейства 4331 и двигателем ЗИЛ-645 (1992 — 1999)
  • ЗИЛ-13305А — седельный тягач с с удлинённой кабиной семейства 4331 и двигателем ЗИЛ-6454 (1993 — 1999)
  • ЗИЛ-133Г50* — модификация ЗИЛ-133Г2 с кабиной семейства 4331 и карбюраторным двигателем ЗИЛ-508 (1993 — 1995)
  • ЗИЛ-133Д52* — самосвальное шасси с кабиной семейства 4331 и двигателем ЗИЛ-508 (1993 — 1995)
  • ЗИЛ-451400 — самосвал с кузовом НефАЗ (1997 — 1999)
  • ЗИЛ-630900 — дальнейшее развитие ЗИЛ-133Г40 с двигателем ЯМЗ-236А (1999 — 2002)
  • ЗИЛ-640900 — седельный тягач с двигателем ЯМЗ-236А (1999 — 2002)
  • ЗИЛ-6309Н0 — дальнейшее развитие ЗИЛ-630900 с двигателем ЯМЗ-236НЕ2 (Евро-2) (2002 — 2005)
  • ЗИЛ-6309Н2 — крановое шасси с двигателем ЯМЗ-236НЕ2 (Евро-2) (2002 — 2005)
  • ЗИЛ-45222 — самосвальное шасси с двигателем ЯМЗ-236НЕ2 (2002 — 2005). Кузов ММЗ
  • ЗИЛ-630980 — модификация ЗИЛ-6309Н0 с кабиной ЗИЛ-433180 с двигателем ММЗ Д-260.Е3 (Евро-3) (2008). Серийно не производился
  • Выпуск карбюраторных модификаций 133Г5 и 133Д5 в 1993 — 1995 гг. был вызван прекращением поставок дизелей КамАЗ-740 из-за пожара на заводе двигателей КАМАЗ.

Спецмашины[ | ]

АЦ-40(133Г2)-181 КС-3575А

  • КСА-7 — опытный образец разбрасывателя грузоподъёмностью 7 тонн на базе ЗИЛ-133Г1. На задних мостах устанавливались арочные шины.
  • Автокран КС-3575А
  • Пожарные автоцистерны АЦ-40(133Г2)-181, АЦ-40(133ГЯ)-181А
  • Пожарная автолестница АЛ-45(133ГЯ)ПМ-501
  • Автомобиль комбинированного тушения АКТ-2,5/3(133ГЯ)-197
  • Бетоносмеситель СБ-159Б1
  • Загрузчик машин для внесения минеральных удобрений ЗМУ-8
  • Загрузчик сеялок автомобильный ЗСА-7
  • Автоцистерна с системой пневморазгрузки и полезным объёмом 15м3 АСП-15
  • Коленчатый подъёмник АГП-28
  • Комбинированная дорожная машина ЭД-403
  • Фургон для перевозки лошадей КАвЗ-59821[6]
  • Инкассаторский автомобиль ДИСА-6938

В игровой и сувенирной индустрии[ | ]

С 2014 г. доступна модель ЗИЛ-133ГЯ в масштабе 1:43 производства Start Scale Models, с 2020 — от Автоистории, а с 2020 (со следами эксплуатации) — от ModelPro.

25.10.2014 модель КаВЗ-5982 (шасси ЗИЛ-133Г1) в масштабе 1:43 вышла в рамках проекта «Автомобиль на службе» (№ 78, «Перевозка лошадей»).

В 2020 году от Start Scale Models вышли модели автокрана КС-3575А (133ГЯ) и АЦ-40(133ГЯ).

В 2020 году от ModelPro вышла модель ЗСА-7 (133ГЯ).

В 2020 году от ModelPro вышли модели: ЗМУ-8 (133ГЯ), АСП-15 (133ГЯ) и АКТ-3/2,5 (133ГЯ).

Технические характеристики ЗИЛ-390610

— Колесная формула: 4×4

Двигатель ЗИЛ-390610

— ММЗ Д-245.12 (L4, Д) — Рабочий объем: 4750 см3 — Мощность двигателя: 108,8 л.с. при 2400 (об/мин)

Максимальная скорость ЗИЛ-390610

— 80 км/ч

Расход топлива ЗИЛ-390610

— 19,0 л. на 100 км

Габаритные размеры ЗИЛ-390610

— Длина, мм: 4200 — Ширина, мм: 2500 — Высота, мм: 2750 — База, мм: 2800 — Колея колес, мм: 2000 — Клиренс, мм: 550

Вес ЗИЛ-390610

Снаряженная масса, кг: 4250 Полная масса, кг: 7000

Грузоподъемность ЗИЛ-390610

— 3250 кг

Преодолеваемые препятствия

— ров — 0,7 м — уступ — 0,8 м — брод — 1,3 м — подъем — 30°

Примечания[ | ]

  1. Восьмитонный трёхосный ЗИЛ — За рулём, 1976, № 8
  2. Дизельные грузовики ЗИЛ — За рулём, 1979, № 11
  3. Краткий автомобильный справочник НИИАТ. Издание десятое, переработанное и дополненное — М., Транспорт, 1985
  4. 700 тысяч рублей за советский грузовик «Баба Яга» // Статья от 21.05.2019 г. «Mail.ru».
  5. Глуховский Д. М., Меламуд Р. А., Митрофанов В. П.
    . Автомобили семейства ЗИЛ-133. — М.: Транспорт, 1984. — 328 с.
  6. КАвЗ в хронологическом порядке
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: