Автоцистерна пожарная АЦ 4,0 на базе КАМАЗ-5350

Пожарный автомобиль газодымозащитной службы доставляет к месту пожара боевой расчет и ПТВ и обеспечивает работу звеньев ГДЗС в загазованной среде. Он является базовой единицей при развертывании пункта ГДЗС с дополнительным освещением места аварии и подаче электроэнергии на вывозимое электрооборудование.

Первые пожарные автомобили газодымозащитной службы в гарнизонах появились в 30-х годах XX века. Базой для них выбрали ЗИС-5. Это была машина с открытой кабиной. Технику приспособили для выезда в зону аварии до 10 человек, что приравнивалось к двум звеньям. В качестве снаряжения применялось: изолирующие противогазы КИП-3, фонари, шанцевый инструмент, дыморефулеры, а также новинка того времени – аппараты искусственного дыхания.

В послевоенное время на вооружение отечественной ГДЗС поступили машины на усовершенствованном шасси ЗИС-5 и ГАЗ-АА. Они получили закрытый кузов, что позволило расширить функциональность транспортного средства. Газодымозащитная служба использовала не только пожарные автомобили АГ, но и принимала на вооружение автобусы ГАЗ 03-30, ЗИС-8, ЗИС-16. В Московском гарнизоне даже был трофейный Mercedes-Benz.

Специально спроектированный пожарный газодымозащитный автомобиль появился только в 50-х годах. Базой для него стало шасси ЗИС-150. Его оборудовали электросиловой установкой, трансформаторами, прожектором, дымососом и электропилами. В течение десятилетий оснащение оставалось без изменений: им впоследствии укомплектовали и ЗИЛ-164.

Лишь с появлением ЗИЛ-130 происходит переоборудование машин. Появляется от 3 до 5 прожекторов, два дымососа. Настоящим прорывом стал серийный выпуск техники АГ, так как ранее все образцы были кустарного производства. Самым массовым автомобилем стал АГ-12 (130)-198. В качестве оборудования он получил кузов от 127 модели, а также запас кислородных баллонов, дымососы ПД-14, работающие от привода бензомоторной пилы «Дружба», ранцевую автогенорезательную установку, сигнально-переговорное устройство, электроприводный инструмент.

Автомобили газодымозащитной службы производили также на базе автобусов ПАЗ-672 и ПАЗ-3205. Наибольшее распространение получили автобусы ЗИЛ-«Бычок».

Из упрощёнки в настоящие

АЦУ-20(51)-60

В 1970 году на Арзамасском заводе коммунального машиностроения на основе документации, разработанной в ОКБ «Пожмашина», был построен опытный образец пожарной автоцистерны упрощённой конструкции АЦУ-30/53А/-152, предназначенной для доставки к месту пожара сокращённого боевого расчёта из трёх человек, пожарно-технического вооружения (ПТВ), запаса огнегасящих средств (2600 л воды + 150 л пенообразователя). С таким оснащением машина конечно же имела все возможности для тушения пожара. Делать это можно было тремя способами: водой из цистерны, из водоёма или от гидранта либо воздушно-механической пеной.

Опытный АЦУ-30/53А/-152

Эта машина должна была заменить в небольших населённых пунктах АЦУ-20(51)-60, выпускавшуюся Варгашинским с 1962 по 1968 г. Некоторые конструкционные идеи, заложенные в ней, позже нашли своё воплощение в модели АЦ-30 (53-12)-106Г.

Серийный АЦ-30(53-12)-106Г

Автоцистерна пожарная

  • тушения пожаров огнетушащими средствами;
  • доставки к месту пожара боевого расчета, пожарно-технического вооружения и запаса огнетушащих веществ;
  • подачи воды и воздушно-механической пены низкой и средней кратности через напорные рукава и ручные стволы при тушении очагов пожара.

Автоцистерна

может использоваться как самостоятельная боевая единица с забором пенообразователя из пенобака или постороннего резервуара и забором воды из цистерны или водоема. Автоцистерна рассчитана на эксплуатацию в районах с умеренным климатом при температуре окружающего воздуха от минус 40 до плюс 40°С.

Автоцистерна

состоит из следующих основных частей:

  • шасси;
  • насосной установки с приводом;
  • цистерны с пенобаком;
  • водопенных коммуникаций;
  • вакуумной системы;
  • кузова;
  • пневматической системы;
  • электрооборудования дополнительного;
  • системы управления;
  • комплекта пожарно-технического вооружения.

На доработанном шасси установлены: привод пожарного насоса, насос, цистерна с пенобаком, вакуумная система, пневматическая система, кузов, система управления и часть электрооборудования.

В отсеках кузова размещено ПТВ и элементы электрооборудования.

Автоцистерна

оборудована сигнально-громкоговорящей системой СГС-01 «Корвет».

Основная работа автоцистерны заключается в том, чтобы с помощью имеющегося оборудования и принадлежностей подавать в очаг пожара воду или воздушно-механическую пену до полной ликвидации возгорания.

Привод пожарного насоса осуществляется от двигателя шасси через коробку отбора мощности и карданную передачу.

Первоначальное заполнение всасывающей линии и насоса при заборе воды из водоема осуществляется газоструйным вакуум-аппаратом, встроенным в систему выпуска отработанных газов двигателя шасси.

Автоцистерна

может производить следующие операции:

  • подавать раствор пенообразователя из емкости;
  • подавать воду из цистерны или водоема;
  • работать на перекачку воды с другими автоцистернами при значительном удалении водоема от места пожара.

Электрооборудование автоцистерны состоит из электрооборудования шасси и дополнительного электрооборудования.

Питание потребителей автоцистерны осуществляется постоянным током напряжением 12В от бортовой сети шасси.

Электрооборудование автоцистерны состоит из следующих основных узлов:

  • в кузове: щиток управления; плафоны освещения отсека; прожектор освещения рабочей зоны; конечный выключатель; фонарь освещения номерного знака.
  • в кабине: светоакустический блок с маяками и динамиком; прожектор; блок управления; пульт управления сигнальной акустической установкой; плафон командира; предохранители; розетка подключения радиостанции.

Пожарно-техническое вооружение на автоцистерне размещено на крыше кузова и отсеках. ПТВ надежно закреплено специальными механизмами, зажимами и другими элементами крепления. Размещено ПТВ с учетом удобного доступа и быстрого съема.

Реалии сегодняшнего дня

Старт серийного выпуска АЦ-30 (53-12) – 106Г совпал с началом сложных для страны новых экономических реалий, а потому пожарные цистерны хотя и были востребованы, но с переходом на хозрасчёт и самоокупаемость многие хозяйства довольствовались тем, что есть, не спеша приобретать новую технику. Это обусловило среди прочего и выборочную географию их распространения. Так, в РСФСР их попало больше всего, а в другие республики, например, в соседние УССР и БССР – в разы меньше. Поэтому в бывших советских республиках они весьма редки, а где сохранились – несут службу, как правило, в структуре местной пожарной охраны. В отличие от других республик бывшего СССР в РФ они и сегодня весьма распространены. Достаточно в любом поисковике набрать запрос: АЦ-30 (53-12) – 106Г, чтобы убедиться в справедливости сказанного.

АЦ-30(3307)-226

Некоторые машины после выхода в отставку продолжают трудиться в качестве водовозок или коммунальных «авариек». Весьма интересно смотрятся машины на службе водоканала. Часто они выкрашены в голубой или синий цвет.

А некоторые «106Г», используются даже в качестве… вакуумных машин – ассенизаторов, если судить по объявлениям на сайтах автопродаж. Иные тихо доживают… А чтобы не завершать обзор реалий на такой грустной ноте, скажу, что по информации от коллег из Сибири, у них можно встретить «106Г-е» в цветах МЧС.

Дальнейшим развитием модели 106Г стало появление в начале 1990-х новой АЦ-30 (3307) – 226 на шасси ГАЗ-3307. Автоцистерна характеризовалась увеличенной до 3000 л цистерной и наличием лафетного ствола.

Соответствие оригиналу выражается в тщательной проработке светотехнических устройств, номерного знака и даже фартука на облицовке радиатора

Настоящий пожарный в масштабе

Два года назад DIP models анонсировала старт своей «новой линии»: масштабные модели пожарных автомобилей на шасси ГАЗ-52 и ГАЗ-53. Первенцем в этом направлении стала АЦУ-10 (52), а год спустя была показана и более совершенная АЦУ-10 (53А). Отрадно отметить, что именно на пожарных были внедрены новшества, которые потом закрепились и на других моделях DiP models. Например, более копийныe, изготовленные методом фототравления, кроншейны наружных зеркал и подшипники в ступицах передних колёс стали базовым для «52-х» шасси, а лестница-трёхколенка впервые была показана на спецверсии АЦУ-10 (53А), предшествуя её более массовому применению в производстве «диповских» моделей.

История советских и российских пожарных автомобилей

Москва. Лето 1907 года. По Мясницкой в сторону Лубянки на «бешеной» скорости — 20 верст в час — мчится автомобиль с лестницей вместо крыши и пожарными в бронзовых касках. Рядом с шофером гордо восседает усатый брандмейстер: он не переставая бьет в начищенную до блеска корабельную рынду… Примерно так выглядел первый выезд «безлошадного» экипажа на пожар в Москве.

Пожарный автомобиль Леснер

В 1904 году на санкт-петербургской фабрике Петра Фрезе был построен первый российский пожарный автомобиль, оснащенный девятисильным одноцилиндровым двигателем французской . В автомобиле было десять мест для пожарного расчета, две деревянные лестницы, 170 метров рукавов и стендер — колонка для установки на водопроводный кран. 10 июня машина была приобретена Александро-Невской пожарной частью и в тот же день задействована на тушении пожара. Как и следовало ожидать, автомобиль с боевым расчетом прибыл к месту пожара на четверть часа раньше конных экипажей. Так началась эра «красных железных коней»: автомобиль заступил на службу в пожарную охрану.

Пионеры российской автомобильной промышленности — . «Леснер», «Пузырев» — активно искали новых клиентов и предлагали пожарной охране специально оборудованные автомобили собственного производства. Выпускать пожарные машины было не только коммерчески выгодно, это была своего рода промо-акция: автомобильных гонок в России не устраивали, а пожарные машины — яркие, громкие и быстрые — были прекрасной «рекламой на колесах». Однако отечественные автостроители уже тогда проигрывали иностранным конкурентам в производительности и, следовательно, в себестоимости продукции. В царской России выгоднее было импортировать автомобили, нежели строить самим. Поэтому вакантные места «на службе царю и отечеству» занимали в основном машины французских и германских марок.

Руссо-Балт Д24-40

Даже крупнейший в стране Русско-Балтийский вагонный завод (РБВЗ), освоивший выпуск пожарных автомобилей незадолго до Первой мировой войны, не в состоянии был кардинально изменить ситуацию. История самой первой пожарной линейки РБВЗ во многом показательна. Автомобиль «Русско-Балтийский тип Д24-40» был представлен на выставке машин в Санкт-Петербурге в мае 1913 года. Из столицы он отправился обратно на свою «малую родину» — в Ригу, в распоряжение Петровского добровольного пожарного общества. С началом Первой мировой войны автомобили были мобилизованы, и первую «пожарку» переоборудовали в мобильный медпункт. С красным крестом на борту она была отправлена на передовую, до которой от Риги было рукой подать. На фронте ее следы теряются. Забегая вперед, отметим, что спустя 65 лет команда следопытов-энтузиастов восстановила из оригинальных деталей той эпохи алый пожарный автомобиль Д24-40: он получил прописку в Рижском музее автомобилей.

Руссо-Балт Д24-40

Две революции и гражданская война не добавили стране новых транспортных средств. В 1918 году по инициативе Московского Совета рабочих и солдатских депутатов началось восстановление и переоборудование старых списанных грузовиков под пожарные машины, нехватка которых в городе ощущалась крайне остро. После переноса столицы из Петрограда в Москву тем более надо было «держать марку», поэтому московских пожарных пытались вооружить всеми доступными способами. В результате к 1922 году на службе в городской пожарной дружине состояло около тридцати автомобилей — и это на два миллиона населения! Значение каждого пожарного расчета трудно было переоценить: пожарные даже удостоились чести проводить собственные парады на Красной площади.

Пожарная линейка производства «Автопромторга» на шасси грузовика ярославского завода Я-3

В 1925 году был создан , специализирующийся на производстве автомобилей для нужд города. Завод, располагавшийся на Миусской площади, выпускал линейки, автонасосы, механические выдвижные лестницы. Вскоре автопарк столицы пополнили еще семьдесят красных автомобилей от «Автопромторга». Они полностью вытеснили с московских улиц «старорежимные» конные расчеты.

Пожарный АМО-Ф15

В 1928 году на вооружение пожарных поступила первая советская модель АМО-Ф-15, выпускавшаяся в Москве. Машины были оборудованы коловратными насосами, способными ежесекундно подавать в рукава до 20 литров воды. Через три года на смену «пятнашке» пришла более совершенная машина с центробежным насосом — АМО-4. Вскоре и ее сменили новые мощные ЗИС-11 — автомобили на длиннобазном шасси легендарной «трехтонки» ЗИС-5.

Пожарная линейка ПМГ-1 на шасси ГАЗ АА

Специализированные пожарные автомобили назывались незатейливо — ПМЗ и ПМГ, что расшифровывалось как «пожарная машина ЗИС» и «пожарная машина ГАЗ». В зависимости от установленного на автомобиле оборудования ему присваивался порядковый индекс. Так, ПМЗ-1 и ПМГ-1 представляли собой линейки, ПМЗ-2 и ПМЗ-З — автонасосы с цистернами. Автопарк противопожарной службы прирастал машинами газодымозащи-ты, прожекторными установками, автомобилями связи и углекислотного тушения. Сталинский генплан развития Москвы предполагал строительство высотных зданий, обслуживать которые в экстренных случаях должны были мощные и быстроходные автомобили. С началом Великой Отечественной войны именно ПМЗ и ПМГ встали на защиту советских городов.

Пожарный автомобиль на шасси ГАЗ-63

После войны стала очевидной необходимость разграничить «зоны ответственности» автомобилей ПМЗ и ПМГ, которые значительно отличались друг от друга весом и грузоподъемностью. ПМЗ нашли применение в крупных городах, где и лестницы должны быть выше, и напор сильнее, а более простые ПМГ — в небольших населенных пунктах и сельской местности. Своя специфика была у пожарных машин, созданных для армии, авиации, нефтедобычи. Появились и спецмашины повышенной проходимости на шасси ГАЗ-бЗ, ЗИЛ-157, ЗИЛ-131, аэродромные «пожарники» на шасси многотонных МАЗов, «Уралов» и КамАЗов, машины для ликвидации объемных пожаров на месторождениях нефти и газа на базе танков.

Пожарный автомобиль на шасси ЗИЛ-130

И все же самыми известными и массовыми стали многочисленные варианты пожарных автомобилей на базе ЗИЛ-130, которые бессменно несут свою вахту вот уже скоро полвека. Их основными производителями были Прилукский и Торжокский заводы противопожарного оборудования.

Модельный ряд пожарных автомобилей, производившихся в Советском Союзе, был столь разнообразным, что в нем нашлось место даже агитационным автобусам на шасси КАвЗ-651, предназначенным для проведения разъяснительной работы среди населения: считалось, что это повышает эффективность действий противопожарной службы в масштабе всей страны. В «корме» такого автобуса размещался раскладной киноэкран с боковыми шорами, позволявшими крутить фильмы на улице даже в светлое время суток. Выпускались и специальные штабные автомобили и автобусы, машины связи и оповещения.

АЦ-2 — Еще один очень популярный советский пожарный автомобиль на шасси ЗИЛ 131. Вместе с небольшой цистерной сразу же устанавливается на водоисточник: от АЦ-2 прокладывается магистральный рукав для подпитки АЦ-1. При серьезных пожарах АЦ-2 сразу же может подать воду или пену из стационарного лафетного ствола, тем самым предотвратив распространение огня, и уже затем может быть установлена на водоисточник.

Автоцистерна АЦ-1 на шасси ГАЗ-33081 «Садко». Устанавливается как можно ближе к горящему объекту: от автоцистерны подают первый ствол. АЦ-1 также служит для доставки личного состава, огнетушащих средств (вода, пенообразователь, порошок), пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательного инструмента.

Автолестница АЛ. Предназначена для подъема на высоту личного состава и огнетушащих средств, эвакуации людей, перемещения грузов по принципу подъемного крана (при сдвинутых коленах). Имеет в основном гидравлический или электрогидравлический привод. #пожарный #грузовик #зил130 #зил #зил131 #амо #леснер #ссср

Штрихи к портрету

Большая часть новых автомобилей, ещё с Горьковского автозавода, поставлявшего шасси, была укомплектована «вездеходными» шинами K-55А, что значительно улучшало проходимость заднеприводного автомобиля в условиях плохих дорог и сезонного бездорожья. В основе конструкции пожарной машины модели 106Г на шасси ГАЗ-53-12 – сварная металлическая цистерна чемоданно-эллиптического сечения, изготовленная из листовой стали марки Ст3 толщиной 3 мм и закреплённая на раме автомобиля при помощи стремянок. Для продолжительности срока службы цистерны внутренняя её поверхность покрыта каменноугольным лаком. Конструкционной отличительной особенностью крышки горловины наливного люка цистерны от ранее рассматриваемых – наличие переходного соединения под крепёж пожарного рукава.
Рама автомобиля в задней части удлинена для возможности там центробежного одноступенчатого консольного насоса модели ПН-40УВ, который приводится в действие от двигателя автомобиля, при помощи отдельного карданного вала через коробку отбора мощности (КОМ). Хотя значение «40» в маркировке насоса указывает на возможность подачи сорока литров тушащего средства за секунду, но в сочетании с «газоновским» карбюраторным двигателем мощностью 120 л.с., его производительность составляет только 30 л/с.

Напорные патрубки находятся в задней части автоцистерны и доступ к ним осуществляется снизу пожарной надстройки. В задней части, непосредственно над насосным отделением, размещён бак для пенообразователя. По бокам цистерны установлены прямоугольные отсеки с различным ПТВ. Сверху на специальных кронштейнах закреплена пара ГПС-600 (генератор пены средней кратности).

На крыше надстройки размещены три лестницы различного назначения:

  • металлическая раздвижная трёхколенная лестница Л-3КМ/Л-60, обеспечивающая доступ к окнам третьего этажа или к крыше двухэтажного здания;
  • металлическая штурмовая лестница ЛШМ с крюком для доступа в верхние этажи зданий, (а также для работы на крутых склонах крыш, например, при раскрытии кровли);
  • раскладная лестница-палка (ЛП) – для подъёма пожарных на первый этаж через оконные проёмы зданий. Кроме прямого назначения, может использоваться как таран при открывании дверей. Но у неё есть ещё одно важное свойство – возможность применения в качестве носилок при выносе пострадавших.

Отдавая должное вышедшим, безусловно, интересным версиям, пополнив свои коллекции вариантами АЦУ, коллекционеры ждали и более привычные модели пожарных автомобилей на знакомых шасси.

В конце июня 2020 года все желающие получили возможность приобрести долгожданную новинку: модель настоящей пожарной автоцистерны АЦ-30 (53-12) – 106Г, хоть и однокабинной (по убеждениям некоторых коллег, настоящая «пожарка» должна быть двухкабинной). Кстати, старту продаж предшествовала заблаговременная презентация рабочих образцов, по результатам которой были внесены некоторые дополнения и исправления, учтены конструктивные пожелания.

Задняя часть содержит такие нюансы, как особенности крепления номерных знаков на разных образцах

Задняя часть содержит такие нюансы, как особенности крепления номерных знаков на разных образцах

Альберт Волынский, DiP models:

«Обычная пресс-форма – это только матрица и пуансон, которые оформляют две стороны детали, т. е. деталь имеет плоские наружные стороны. В нашем случае используются ещё наружные и внутренние клинья, которые оформляют деталь с четырёх сторон, что придаёт лестнице такую реалистичность».

Лестница-трёхколенка на модели, можно сказать, шедевр инженерной мысли – реалистично функциональная

Не стала исключением в плане новых решений и модель АЦ-30 (53-12) – 106Г, выпущенная сразу в четырёх базовых вариантах, которым присвоены соответствующие артикулы: 105330, 105331, 105332, 105333.

Во-первых, кузов пожарной надстройки выполнен из АBS по технологии die-cast. Во-вторых, модель получила удлинённый задний свес рамы. В-третьих, на крыше пожарной надстройки впервые применены весьма реалистичные пеногенераторы с имитацией сетки внутри. В-четвёртых, на этой модели впервые появились «вездеходные» шины К-55А. В-пятых, впервые в производственной программе DiP models используется СГУ-60 с мигалкой FER «Ruhla». В-шестых, появился «газоструй» на выхлопной системе. Начиная с этой серии моделей, номерные таблички государственных регистрационных знаков имеют имитацию крепежа.

Деталировка крепежа и пожарно-технического оборудования на кузове надстройки

На первый взгляд все версии весьма похожи, но при этом каждая из них индивидуальна. И прежде чем рассмотреть особенности отдельных вариантов, ознакомимся с общими конструкционными решениями.

Изменено положение заднего стекла и теперь оно установлено более реалистично. Сквозь приопущенные боковые окна можно увидеть, что внутри, подобно настоящей пожарной машине открытые металлические части кабины окрашены базовым заводским цветом, в нашем случае «Адриатика», а в правой части панели приборов – табличка с маркировкой. Кроме фары-искателя, лестниц, пеногенераторов каждый вариант имеет дополнительное оборудование, закреплённое на внутренних стенках кузова: багор, два разных лома, лопата.

Все варианты АЦ-30(53-12)-106Г представлены в транспортном положении и имеют реальные прототипы.

Традиционно, к каждой модели прилагается соответствующий сертификат, удостоверяющий, что конкретная модель с определённым артикулом является частью общего лимитированного тиража.

Конструктивные особенности

Пожарный КамАЗ-43118 имеет модульную пожарную надстройку, которая представляет собой совокупность отдельно взятых функциональных блоков, надёжно сопряженных между собой за счёт унифицированных присоединительных размеров.

Машина способна доставлять на место пожаротушения боевой расчет, состоящий из семи человек.

Цистерна для хранения воды изготавливается из углеродистой марки стали. В случае расположения неподалеку от автомобиля открытого водного источника есть возможность тушить пожар уже и после того, как цистерна полностью опорожнится.

Бак, вмещающий в себя пенообразователь, производится из нержавеющей стали и потому способен долго служить даже в условиях очень интенсивной эксплуатации.

Пожарно-техническое оборудование закрепляется в отсеках имеющейся пожарной надстройки. Каждый отсек — это усиленная конструкция, применяющая высокопрочный стальной каркас. В наличии также панельные металлические двери, которые дают возможность не только быстро открывать или закрывать отсеки, но и обеспечивают превосходную защиту пожарного вооружения во время транспортировки или хранения. Каждая дверь имеет травмобезопасные ручки. Сиденья в кабине, выполненные откидными, оснащены ремнями безопасности. Сама же кабина боевого расчета утепляется «Кофлексом» или «Пенофолом».

Пеналы с расположившимися в них всасывающими рукавами фиксируются с помощью мономодульной системы, которая, в свою очередь, гарантирует хорошую эргономику, компактность и надежность хранения. Пожарный насос центробежного типа установлен в задней части автомобиля.

АЦ-30 (53-12) – 106Г, артикул 105334

Ранняя версия пожарного автомобиля 1987 года выпуска на шасси ГАЗ-53-12 представляет собой вариант с одним проблесковым маяком LBS-5 Elektra, размещённым по центру, оснащена чёрными колёсными дисками с шинами повышенной проходимости К-55А. На кабине и сзади – надпись «101 Володарск». Двойная белая полоса спереди только на капоте в отличие от других рассматриваемых вариантов. Государственный регистрационный номер – 6229 ГОЦ (Горьковская область, РСФСР).

АЦ-30 (53-12) – 106Г, артикул 105335

Версия пожарного автомобиля 1987 года выпуска на шасси ГАЗ-53-12 представляет собой вариант с двумя маяками LBS-5 Elektra, размещёнными в передней части крыши кабины, ближе к её углам. Имеет жёлтые противотуманные фары ФГ-16ПП на переднем бампере и красные колёсные диски в сочетании с универсальными шинами КИ-63. На дверях кабины и на задней стенке – приписка «47 Шухободь». Кроме того, над передними колёсами есть обозначение требуемого давления в шинах. Государственный регистрационный номер – 1009 ВОC (Вологодская область, РСФСР).

Технические характеристики пожарной ретро-техники

История создания автомобиля ПМЗ-2 (ЗИС-5)

Конструкция автомобиля АМО(ЗИС)-5 была фактически заново создана конструкторами АМО-ЗИС Е. И. Важинским, В.И. Лялиным и Б.Д. Строкановым. Основной упор при переносе американской модели на отечественную почву был сделан на упрощении и повышении ремонтопригодности конструкции при одновременном увеличении грузоподъёмности и проходимости. С этой целью был форсирован с 60 до 73 л.с. двигатель, в том числе реконструированы радиатор, карбюратор и воздушный фильтр, а также коробка передач, карданный вал, усилена конструкция рамы и мостов, увеличен дорожный просвет под картером заднего моста, гидравлические тормоза заменены на механические, передний бампер сохранен только на экспортных модификациях и автобусных шасси. Не относясь к автомобилям повышенной проходимости ЗИС-5 за счет низкооборотного тяговитого 6-цилиндрового мотора (ЗИС-5) был пригоден для круглогодичной эксплуатации по дорогам всех категорий. Тяговые возможности грузовика были близки к моделям со всеми ведущими колесами, а установка задних колес с развитыми грунтозацепами и, тем более, цепей противоскольжения значительно увеличивали его проходимость. Особенность конструкции — недостаточная жесткость рамы на скручивание, тем не менее, также способствовала повышению проходимости, повышая рабочие ходы колес при переезде дорожных неровностей. Двигатель легко пускался на морозе и мог работать на любых низкосортных бензинах. Груженый ЗИС-5 мог буксировать прицеп полной массой до 3,5 т. Средний пробег до капремонта составлял 70 тыс. км. В 1942 году на ЗИС-5В были применены облегченная на 124 кг кабина из фанеры и дерева («вагонки»), крылья были сделаны методом простой гибки из обычного листового проката вместо штампованных с глубокой вытяжкой на довоенной модели, тормоза оставлены только на задних колесах.

ЗИС-5 поставили на конвейер без предварительной сборки опытного экземпляра 1 октября 1933 года, и, по воспоминаниям современников, все сразу же пошло гладко, без сбоев. Новый автомобиль удалось запустить в серию в кратчайшие сроки.

Выпуск автомобилей постоянно наращивался. В первый месяц собирали по шесть-семь машин в день, затем — десятками и сотнями. Автомобиль хорошо себя зарекомендовал на бездорожье, быстро завоевал репутацию неприхотливой и надежной техники. Грузили на ЗИС-5, как правило, четыре-пять тонн, хотя рассчитан он был на три. И перевозил он груз спокойно, без надрыва.

Автомобиль нашел применение во многих областях. На его базе делали грузовые автомобили, автобусы, военную технику (в том числе «Катюши»), пожарные цистерны, пожарные автолестницы, автомобили скорой помощи и т.д.

Пожарный автонасос ЗИС-11 (ПМЗ-1)

С 1934 года на заводе имени Сталина в Москве началось производство ЗИС-11 – автомобилей, которые предназначались для монтажа пожарного оборудования. Такие машины назывались ПМЗ-1, где ПМЗ расшифровывается как «пожарная машина ЗИС». Базировался ЗИС-11 на шасси массового ЗИС-5.

Основные технические характеристики

Наименование параметраЗначение
Год выпуска1937
Длина с задней катушкой, мм7500
Ширина, мм2300
Высота, мм2330
Масса в боевой готовности, кг6000
Производительность насоса, л/мин1500
Емкость бака первой помощи, л360
Экипаж, чел14
Емкость бензобака, л60
Расход топлива, л/100 км30
Максимальная скорость с полной нагрузкой, км/ч60
ДвигательКарбюраторный, 4-тактный, 6-цилиндровый
Мощность, л.с.73

Автомобиль рукавный АР-1,6(63)

Автомобиль пожарный рукавный АР-1,6 ГАЗ-63 выпускался в СССР Горьковским автомобильным заводом с 1948 года по апрель 1968 года предназначался для оснащения подразделений пожарной охраны рукавами при тушении пожаров в населенных пунктах и на промышленных объектах. Автомобиль работал в комплексе с передвижной насосной станцией и служил для прокладывания магистральных рукавных линий от насосной станции, которая устанавливалась на водоеме, к месту пожара.

Основные технические характеристики

Наименование параметраЗначение
Год постройки1956
ШассиГАЗ-63
Длина перевозимых рукавов, м1600
ДвигательГАЗ-51 карбюраторный, четырехтактный
Мощность70 л.с.
Трансмиссия4-ступенчатая коробка передач, 2-х ступенчатаяраздаточная коробка
Максимальная скорость, км/ч70
Контрольный расход топлива л. на 100 км.25
Полная масса пожарного автомобиля, кг3400
Габаритные размеры, м5,53 х 2,2 х 2,25
Боевой расчет, включая водителя, чел2

Автомобиль рукавный ЗИЛ-157 АР-2

Основные технические характеристики

ПоказателиАР-2 (157) (модель 121)
Тип шассиЗИЛ-157
Число мест для боевого расчета3
Габаритные размеры, мм:
Длина7000
Ширина2650
Высота2900
Масса с полной нагрузкой, кг9400
Наименьший радиус поворота, м11,2
Максимальная скорость, км/ч65
Мощность двигателя, кВт (л. с.)80 (109)
Контрольный расход топлива на 100 км, л42
Емкость топливных баков, л150
Длина вывозимых напорных рукавов, м, диаметром, мм:
1501500
1101800
892200
772500
Скорость выкладки рукавов в линию, км/ч10 — 12
Максимальное время механизированной прокладки рукавных линий, мин2,5
Мостик рукавный, шт.4
Зажим рукавный, щт.8

Автоцистерна пожарная АЦ-30(66)

Пожарная автоцистерна АЦ-30(66) предназначена для ту­шения пожаров водой из цистерны или от внешнего водоисточника и воздушно-механической пеной с использованием вывозимого пенообразователя или с забором его из посторонней емкости, а также для доставки к месту пожара боевого расчета, пожарного оборудо­вания и технического вооружения, воды и пенообразователя.

Основные технические характеристики

Наименование параметраЗначение
Длина, мм5655
Ширина, мм2342
Высота, мм2520
Клиренс, мм310
ШассиГАЗ-66
Радиус поворота, м9,5
Номинальная мощность двигателя, л. с.115
Топливные баки, л.210
Вместимость цистерны для воды, л1600
Вместимость пенобака, л100
Полная масса, кг.6120
Модель насосаПН-30
Максимальная скорость, км/ч95
Число мест боевого расчета (включая водителя)2
Расход топлива на 100 км пробега (базовая), л24

Автоцистерна пожарная АЦ-30(53)

Пожарная автоцистерна АЦ-30(53) легкого класса предназначена для ту­шения пожаров водой из цистерны или от внешнего водоисточника и воздушно-механической пеной с использованием вывозимого пенообразователя или с забором его из посторонней емкости, а также для доставки к месту пожара боевого расчета, пожарного оборудо­вания и технического вооружения, воды и пенообразователя.

Основные технические характеристики

Наименование параметраЗначение
Длина, мм6395
Ширина, мм2380
Высота, мм2220
Клиренс, мм265
ШассиГАЗ-53
Радиус поворота, м8
Номинальная мощность двигателя, л. с.115
Топливные баки, л.90
Вместимость цистерны для воды, л1900
Вместимость пенобака, л100
Полная масса, кг.6955
Модель насосаПН-30
Максимальная скорость, км/ч80
Число мест боевого расчета (включая водителя)2

43.mchs.gov.ru

АЦ-30 (53-12) – 106Г, артикул 105336

Версия пожарного автомобиля 1991 года выпуска, на шасси ГАЗ-53-12 имеет на крыше СГУ-60 с маяком типа FER DDR Ruhla, а на панели приборов закреплена рация. Над передним бампером установлена пара противотуманных фар ФГ-16ПП с жёлтым стеклом. Радиатор закрыт защитным фартуком, на котором отображено нестандартное решение: белая двойная полоса как продолжение цветографической схемы пожарного автомобиля. Автомобиль оборудован шинами КИ-63 на чёрных дисках, а ободья дисков выкрашены белой эмалью. На дверях кабины слово – СПАС. Но это не аббревиатура типа «Центроспас», как можно подумать, а название населённого пункта в Коломыйском районе. Государственный регистрационный номер – 6504 ИФН (Ивано-Франковская область, УССР).

АНР на шасси КамАЗ-63501-3025-52

АНР комплектуется гибким рукавом длиной 4м с быстросъемным разъемом для подсоединения к выходной трубе системы выпуска газов.

Объём топлива в баках а/м: не менее 500 литров. Конструкция топливных баков обеспечивает возможность пломбирования сливной пробки и пробки наливной горловины в соответствии ГОСТ Р 53328-2009.

Комбинированная насосная установка обеспечивает подачу воды и водных растворов пенообразователей температурой до 30°С с водородным показателем от 7 до 10 рН, плотностью 1100 кг/м3 и массовой концентрацией твердых частиц 0,5 %, при их максимальном размере 3 мм.

Наибольшая геометрическая высота всасывания комбинированной насосной установки: 25 м. Подача комбинированной насосной установки с высоты всасывания 25 м, номинальная, 90 л/с. Подача комбинированной насосной установки с высоты всасывания 10 м, номинальная, 120 л/с.

Общая длина вывозимых магистральных напорных рукавов диаметром 150 мм, номинальная — 1200 м. Общая длина вывозимых магистральных напорных рукавов диаметром 80 мм. — 240 м.

Насосная установка основного пожарного насоса выполнена в антикоррозионном исполнении и способна работать на загрязненной и морской воде, а именно: – вал, напорные и всасывающие трубопроводы – из коррозионно-стойкой стали, уплотнение вала – стойкое к воздействию загрязненной и морской воды, не требующее обслуживания в процессе эксплуатации; – подшипники вала не требующие смазки и обслуживания в процессе эксплуатации.

Вакуумная система предварительного заполнения насоса автоматическая, с возможностью ручного отключения.

Насосная установка имеет следующие трубопроводы и запорную арматуру: – два всасывающих патрубка с соединительными головками ГМВ-125 и поворотными дисковыми затворами с ручным управлением; – два всасывающих патрубка с соединительными головками ГМ-150 и поворотными дисковыми затворами с ручным управлением; – два напорных патрубка с соединительными головками ГМ-80 и поворотными дисковыми затворами с дистанционным электропневматическим управлением; – два напорных патрубка с соединительными головками ГМ-150 и поворотными дисковыми затворами с дистанционным электропневматическим управлением.

Трубопроводы содержат антивибрационные резиновые компенсаторы.

Управление насосной установкой основного пожарного насоса осуществляется с пульта управления. Привод основного пожарного насоса — карданный, от коробки отбора мощности, установленной на базовом шасси и предназначен для передачи крутящего момента от двигателя автомобиля к пожарному насосу.

Привод погружных насосов — гидравлический, отбор мощности от двигателя шасси. Погружные насосы снабжены устройствами, позволяющими обеспечивать их перемещение силами личного состава боевого расчета (держатели, поручни, полозья).

Включение привода комбинированной насосной установки осуществляется с рабочего места оператора. При этом предусмотрено наличие устройств, выключающих трансмиссию базового шасси и привод комбинированной насосной установки. Дублирующее управление двигателем при работе комбинированной насосной установки с рабочего места оператора обеспечивает плавное изменение частоты его вращения. Привод комбинированной насосной установки обеспечивает работу комбинированной насосной установки во время стоянки.

АНР оборудован механизированной лебедкой, обеспечивающей подъем погружных насосов для установки их в транспортное положение.

Коммуникации, входящие в состав основной насосной установки, обеспечивают: — заполнение цистерны водой основным насосом или от стороннего источника; — забор воды основным насосом через всасывающие рукава из водоисточника или от стороннего источника, в том числе от погружных насосов; — подачу воды через напорные патрубки.

Перекрывная арматура с дистанционным управлением позволяет управлять насосной установкой из рабочего места оператора. Предусмотрено применение ручного дублирования элементов перекрывной арматуры.

Система управления комбинированной насосной установки обеспечивает: — контроль за давлением в напорных трубопроводах основного насоса; — контроль за давлением во всасывающем трубопроводе основного насоса; — контроль за частотой вращения вала основного насоса; — управление двигателем автомобиля; — включение устройств отбора мощности для привода комбинированной насосной установки; — управление комбинированной насосной установкой; — в аварийной ситуации выполняется автономная остановка привода комбинированной насосной установки.

Высота размещения напорных и всасывающих патрубков относительно грунта (поверхности площадки оператора) – 1300 мм.

Гидросистема оборудована: — устройствами для выпуска воздуха из возможного его скопления; — устройствами для очистки рабочей жидкости от загрязнений; — предохранительными устройствами, настроенными на давление, равное максимальному кратковременному; — указателями уровня рабочей жидкости в резервуарах; — указателями давления и температуры рабочей жидкости; — табличками с надписями, поясняющими назначение и порядок манипулирования устройствами управления и контроля.

На элементы гидрооборудования и на трубопроводы не передаются нагрузки и деформации от других узлов АНР. Элементы гидрооборудования и трубопроводы надёжно закреплены, защищены от механических повреждений. Размещение гидрооборудования на машине обеспечивает удобство осмотров и проведение ремонтов.

Узел сбора рукавов, роликового типа, обеспечивает: — механизированный подъем напорных рукавов диаметром 150 мм в рукавный отсек — подъем рукавов с левой, по ходу движения, стороны автомобиля — прохождение соединительных головок через узел сбора

Конструкция катушек рукавных обеспечивает размещение на каждой катушке 120 м рукавной линии, состоящей из рукавов напорных по 20 м диаметром 80 мм. Катушки рукавные должны иметь приспособления (колеса), облегчающие их перемещение вручную при прокладке и сборке рукавной линии. В транспортном положении катушки рукавные размещаются на внешней подвеске на кузове.

Остекление салонов КБР выполнено из безопасного стекла по ГОСТ Р 41.43.-2005. Обзорность с рабочего места водителя соответствует требованиям ГОСТ Р 51266-99. Покрытие подушек сидений изготовлено из воздухопроницаемого, нетоксичного, умягченного материала. Под сиденьями размещены ящики для пожарно-технического или другого оборудования, при этом сиденья выполнены откидными. Для размещения ПТВ, инструмента или запасных частей под сиденьями КБР предусмотрена фиксация крышки сиденья при его подъеме.

Внутренние замки дверей имеют устройство, исключающее возможность их непроизвольного открытия в движении. Двери имеют устройства, фиксирующие их в закрытом и открытом на 75°, положениях, а также имеют сдвижные стекла. Подножки изготовлены из предотвращающего скольжение материала с рифами высотой 2,5 мм, с просечкой. Проемы дверей и люков, места ввода органов управления, сигнализации и освещения имеют уплотнения, препятствующие проникновению в кабину пыли, грязи, атмосферных осадков и потере тепла.

Конструкция салона обеспечивает требование правил ЕЭК ООН № 29-02 в отношении защиты лиц, находящихся в кабине грузового транспортного средства (сохранение жизненного пространства при опрокидывании автомобиля, лобовом столкновении, наездах сзади и сбоку).

Оборудование в салоне размещено таким образом, чтобы отсутствовали острые углы и кромки, способные нанести травмы боевому расчету. Крепление оборудования исключает возможность его самопроизвольного перемещения во время движения.

Размещение и подключение специальной световой и звуковой сигнализации и пульта ее управления – по ГОСТ Р 50574-2002 и нормативно-технической документации на эту сигнализацию. В салоне предусмотрено место для установки двух огнетушителей, при этом один из них находится вблизи сиденья водителя. В салоне предусмотрено место для размещения медицинской аптечки, размером 360x200x100 мм. Внутреннее освещение АНР обеспечивает четкую видимость маркировки, делений на шкалах указателей, измерительных и контрольных приборов.

Уровень освещенности: — для указателей, контрольных и измерительных приборов, маркировки элементов системы управления в кабине и пультах управления комбинированной насосной установки — 20 лк; — для кабины водителя и КБР — 10 лк; — для отсеков кузова с ПТВ — 10 лк.

Усилия, прикладываемые к органам управления специальными агрегатами АНР, не превышают значений, установленных требованиями ГОСТ 21752-76 и ГОСТ 21753-76. Эргономические показатели рабочей зоны оператора соответствуют ГОСТ 12.2.033-78. Размеры рукояток рычагов и других ручных органов управления – по ГОСТ 21753-76. Размеры скоб и ручек, предназначенных для управления, открывания дверей СБР и отсеков, поручней и прочих элементов обеспечивают возможность захвата их рукой в утепленной рукавице.

Кузов имеет отдельные отсеки, которые выполнены из коррозионностойких материалов. В креплении кузова к раме шасси присутствуют демпфирующие элементы, снижающие деформации кузова от воздействия упругих деформаций рамы шасси на кузов.

Двери кузова шторного и распашного типа из алюминиевого сплава. Двери кузова оборудованы запорными устройствами, удерживающими их в закрытом положении, и сигнализацией открытого положения дверей с индикацией ее в кабине водителя. Двери кузова оборудованы фиксаторами открытого положения. Открытые при стоянке двери, увеличивающие габаритные размеры автомобиля, оборудованы световозвращающими элементами, указывающими габариты машины при открытых дверях.

Проемы дверей, крышки люков и других элементов кузова имеют уплотнения, предохраняющие отсеки от попадания в них атмосферных осадков, пыли и грязи. Полки в отсеках, служащие для размещения ПТВ, имеют отверстия для слива скапливающихся остатков воды, раствора пенообразователя и конденсата. Топоры, пилы, ножницы и другое ПТВ, имеющее острые кромки, хранится в чехлах и гнездах (футлярах), исключающих травмирование личного состава при действиях в зоне их размещения.

Эргономические показатели кузова соответствуют ГОСТ 12.2.033-78.

В отсеках для размещения ПТВ и другого оборудования на видном месте применяются таблицы-указатели с перечнем ПТВ и оборудования с указанием их местоположения.

Конструкция отсеков для размещения магистральных рукавов предотвращает самопроизвольное перемещение рукавов при их транспортировке.

Конструкция и размещение рукавных отсеков обеспечивает прокладку рукавных линий диаметром 150 мм по дорогам с твердым покрытием со скоростью 20 км/ч. Для доступа к оборудованию, располагаемому на высоте 1800 мм от грунта, АНР снабжен ступеньками с поручнями. Крепятся они таким образом, чтобы не выходить за установленные габариты автомобиля в транспортном положении. АНР имеет механизированный узел сбора и прокладки рукавов диаметром 150 мм.

Части кузова, предназначенные для перемещения личного состава, не имеют бокового уклона и элементы, предотвращающие скольжение ног (рифление, просечку, покрытие противо-скольжения). Ширина одной полосы для перемещения 400 мм.

Установка кузова не нарушает параметров проходимости базового автомобильного шасси.

Отсеки кузова, предназначенные для размещения основного насоса и магистральных рукавов, имеют термоизоляцию и дополнительный независимый обогрев.

Дополнительное электрооборудование обеспечивает: — освещение места работы в темное время суток; — подачу специальных звуковых и световых сигналов по ГОСТ Р 50574-2002; — освещение рабочих зон и отсеков; — сигнализацию в кабине водителя об открытых дверях кузова и нахождение осветительной мачты в выдвинутом положении; — работу средств связи, контрольных приборов.

Устройства освещения и световой сигнализации автомобиля соответствуют требованиям ГОСТ Р 41.48 (Правила ЕЭК ООН № 48 с поправками серии 02). При монтаже дополнительного электрооборудования и проводки обеспечено выполнение требований пожарной безопасности.

АНР оборудован противотуманными фарами и фарами-искателями в передней и задней частях автомобиля. Управление передней фарой-искателем осуществляется из кабины с правого крайнего места. КБР оборудован плафонами внутреннего освещения с автономным включением. В зоне правого крайнего сиденья в кабине водителя (рабочее место командира отделения) размещен светильник местного освещения.

АНР оснащен выключателем аккумуляторной батареи (включателем массы) базового шасси. Электрическая проводка, проходящая внутри отсеков кузова, имеет разъемы, позволяющие демонтировать узлы и агрегаты пожарной надстройки без демонтажа электропроводки.

АНР оборудован телескопической выдвижной мачтой: — на вершине расположены в одной плоскости четыре прожектора мощностью 500 Вт каждый; — высота подъема прожекторов над поверхностью земли — 5,5 метров; — мачта имеет тормоз, фиксирующий ее на заданной высоте.

Для подъема (опускания) мачты на заданную высоту она оснащена приводом подъема (ручным механическим). Конструкция мачты допускает ее эксплуатацию без растяжек при скорости ветра 10 м/с. Каждая электрическая цепь питания любого элемента дополнительного электрооборудования оснащена плавким предохранителем. На АНР предусмотрен зажим по ГОСТ 21130-75 для подключения защитного заземления. Место зажима отмечено знаком заземления по ГОСТ 21130-75. Место размещения заземляющего зажима электрически связано с выходными патрубками для подачи воды от насоса.

Подготовка металлических поверхностей перед окрашиванием — по ГОСТ 9.402-2004. Наружные металлические поверхности окрашены в два слоя по грунтовке. Нижние поверхности кузовов, кабины, подножек, элементов трансмиссии, ходовой части АНР имеют лакокрасочные покрытия VI класса по ГОСТ 9.032-74

Конструкцией предусмотрено заполнение цистерны водой через пожарный насос и от гидранта с автоматической системой контроля за переполнением. По обоим бортам цистерны предусмотрены указатели уровня воды.

АЦ-30 (53-12) – 106Г, артикул 105337

Версия 1987 года выпуска на шасси ГАЗ-53-12: «только с завода», без каких-либо обозначений и госномеров. Оснащена двумя маяками LBS-5 Elektra, размещёнными в передней части крыши кабины, ближе к её углам. Шины К-55А одеты на чёрные колёсные диски. Но именно этот вариант может принести коллекционерам приятный сюрприз. Она представляет своеобразный трансформер. То есть может оставаться в коллекции моделью нового автомобиля «с завода», а может стать одним из вариантов, что называется, «лёгким движением руки». Дело в том, что в комплекте есть декали для самостоятельной установки, позволяющие сделать базовый вариант одним из двух предложенных: «36 Уршель» или «18 Вязники».

Официальный дистрибьютор продукции DiP models, компания Adler-M, в рамках общего тиража указанного артикула предложила эксклюзив для тех, кто предпочитает готовые модели: АЦ-30 (53-12) – 106Г с государственными регистрационными знаками РФ и символикой МЧС.

Автоцистерна пожарная

Автоцистерна пожарная

АЦ-1,6-10 (ГАЗ-66) высокой проходимости с колесной формулой 4х4, оснащенная пожарным насосом ПН-1200ЛА предназначена для:

  • тушения пожаров огнетушащими средствами;
  • доставки к месту пожара боевого расчета, пожарно-технического вооружения и запаса огнетушащих веществ;
  • подачи воды и воздушно-механической пены низкой и средней кратности через напорные рукава и ручные стволы при тушении очагов пожара.

Автоцистерна

может использоваться как самостоятельная боевая единица с забором пенообразователя из пенобака или постороннего резервуара и забором воды из цистерны или водоема. Автоцистерна рассчитана на эксплуатацию в районах с умеренным климатом при температуре окружающего воздуха от минус 40 до плюс 40°С.

Автоцистерна

состоит из следующих основных частей:

  • шасси;
  • насосной установки с приводом;
  • цистерны с пенобаком;
  • водопенных коммуникаций;
  • вакуумной системы;
  • кузова;
  • пневматической системы;
  • электрооборудования дополнительного;
  • системы управления;
  • комплекта пожарно-технического вооружения.

На доработанном шасси установлены: привод пожарного насоса, насос, цистерна с пенобаком, вакуумная система, пневматическая система, кузов, система управления и часть электрооборудования.

В отсеках кузова размещено ПТВ и элементы электрооборудования.

Автоцистерна

оборудована сигнально-громкоговорящей системой СГС-01 «Корвет».

Основная работа автоцистерны заключается в том, чтобы с помощью имеющегося оборудования и принадлежностей подавать в очаг пожара воду или воздушно-механическую пену до полной ликвидации возгорания.

Привод пожарного насоса осуществляется от двигателя шасси через коробку отбора мощности и карданную передачу.

Первоначальное заполнение всасывающей линии и насоса при заборе воды из водоема осуществляется газоструйным вакуум-аппаратом, встроенным в систему выпуска отработанных газов двигателя шасси.

Автоцистерна

может производить следующие операции:

  • подавать раствор пенообразователя из емкости;
  • подавать воду из цистерны или водоема;
  • работать на перекачку воды с другими автоцистернами при значительном удалении водоема от места пожара.

Электрооборудование автоцистерны состоит из электрооборудования шасси и дополнительного электрооборудования.

Питание потребителей автоцистерны осуществляется постоянным током напряжением 12В от бортовой сети шасси.

Электрооборудование автоцистерны состоит из следующих основных узлов:

  • в кузове: щиток управления; плафоны освещения отсека; прожектор освещения рабочей зоны; конечный выключатель; фонарь освещения номерного знака.
  • в кабине: светоакустический блок с маяками и динамиком; прожектор; блок управления; пульт управления сигнальной акустической установкой; плафон командира; предохранители; розетка подключения радиостанции.

Пожарно-техническое вооружение на автоцистерне размещено на крыше кузова и отсеках. ПТВ надежно закреплено специальными механизмами, зажимами и другими элементами крепления. Размещено ПТВ с учетом удобного доступа и быстрого съема.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: